До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Почему стоит пройти ольфакторную диагностику

В Киеве открылся бутик Aromateque, в котором можно безошибочно выбрать свой аромат, пройдя цифровую ольфакторную диагностику. С методом ознакомилась Алена Пономаренко

Детальный разбор парфюмерных предпочтений – тема модная. Впервые я прошла ольфакторную диагностику у парфюмера Богдана Зубченко в киевском бутике Le Flacon. Было интересно, увлекательно и походило на персональный парф-коучинг. Диагностика, которую предлагают в Aromateque, – совершенно иная. Она больше похожа на пробы вслепую, замешенные на современных технологиях, в результате которых клиент совершенно точно находит свой аромат. Или пару-тройку своих ароматов.

Представить диагностику в Украине приехал один из ее авторов, "золотой мальчик" Николя Клотье. На самом деле "мальчику" 38, он дружит с известными парфюмерами, соавторами методики: Романо Риччи (внук Нины Риччи, основатель бренда Juliette Has a Gun), Сильвио Леви (основатель нишевой марки Cale Fragranze d’Autore) и Марком Бакстоном (Дом Mark Buxton). Клотье содержит собственный магазин в Париже (20, rue Bachaumont), реализует идеи с помощью технологий из Силиконовой долины и точно знает, что крупные марки (которые нельзя называть) вовсю шпионят за тем, как поживает проект с забавным и куртуазным названием "Парфюмерный советник".

А поживает он блестяще: ольфакторную диагностику по методу Клотье и Ко прошло уже больше 35 тысяч человек – тех, парфюмерные профили которых хранятся в базе, – и еще около 20 тысяч тех, кто пожелал сохранить анонимность. В описаниях ароматов, которые постоянно пополняются, больше тысячи наименований; метод помогает покупателям находить их духи, а владельцам парфюмерных бутиков – зарабатывать: и деньги, и репутацию. И это при том что диагностика совершенно бесплатная.

Занимает она всего минут 20. Николя вручает мне iPad mini, в который загружена программа Nose. Надо ответить на несколько вопросов: имя, возраст (точных цифр не требуют), пол, любимые ароматы – нынешние и те, которые нравились за последние пять лет (я выбираю Oud Silk Mood Francis Kurkdjian, L’Eau Par Kenzo и Envy Gucci), пароль. Пароль нужен, чтобы потом с любого устройства в любой точке мира можно было зайти в свой профиль (он хранится на www.nose.fr), просмотреть результаты теста и обновить их в случае необходимости. Сами же результаты доступны консультантам всех магазинов, где работает метод: парижского Nose, голландского Skins Cosmetics, балтийских Crème de la Crème, итальянского Pérfume by Calé, немецкого Mussler и других.

После того как я заполнила первую страницу, программа обрабатывает данные и выдает промежуточный срез моих обонятельных предпочтений. Это зелень, сирень, красные ягоды и альдегиды в верхних нотах; роза, водяная лилия, перец и тмин – в нотах сердца; мускус, дерево агар (из которого получают смолу уд) и кедр – в базе. Зеленые ноты, роза, уд – согласна. Но альдегиды, дерево и сирень – это категорически не моя история. Николя веселится. Он говорит, что стереотипы, маркетинговые мифы, описания, реклама, легенды парфюмов, их цена и даже форма, цвет и оформление флаконов влияют на то, как мы воспринимаем ароматы, и фактически "сбивают прицел". Люди очень часто покупают парфюмы, которые потом не приносят им радости, потому что ориентируются, помимо самого аромата, на множество посторонних вещей. И поэтому так важно тестировать запахи вслепую: тогда будет работать обоняние – и ничего больше. "Видал я людей, которые приходят и заявляют с порога, что ненавидят пачули, – рассказывает Николя. – А потом уходят с мешками "пачулевых" ароматов".

Чтобы клиент не отвлекался ни на название марки, ни на цвет, форму упаковки, ни на цену аромата, все образцы заключены в одинаковые бутылочки темного стекла
Чтобы клиент не отвлекался ни на название марки, ни на цвет, форму упаковки, ни на цену аромата, все образцы заключены в одинаковые бутылочки темного стекла

Тем временем программа предлагает восемь ароматов, которые Николя видит, а я – нет. Он добавляет к ним еще два, руководствуясь собственным чутьем, – но вслух не называет ни одного. Затем наносит их на блоттеры, подписывает с обратной стороны – так, чтобы я не видела, – и дает мне деревянную табличку. На ней – шкала от -5 до +5. -5 означает "Меня сейчас стошнит", +5 – "Я готова поливаться этим ароматом с ног до головы". 0 – нейтральная оценка: ни нравится, ни раздражает.

Мне хватает минуты, чтобы понюхать все и распределить блоттеры по шкале. Ехидно посмеиваясь про себя, большую часть кладу поближе к -5. Только два оцениваю на четверочку: один выдала программа, один – выбрал Николя. Он объясняет, что ароматы, которые вызывают отторжение, важны в оценке едва ли не больше тех, к которым человек благосклонен: они позволяют исключить из поиска ненужные ноты и их сочетания. Чтобы освежить рецепторы, я пью воду (из драгоценного бокала Christofle: в Aromateque внимательны к деталям). Николя советует выйти на улицу и даже позволяет выкурить сигарету – говорит, что это не ухудшает обоняния: множество великих парфюмеров – заядлые курильщики. Зато рецепторы отдохнут от нагрузки, что позволит "обнулить" впечатления.

Фото сделано уже после того, как я протестировала все ароматы и разложила их по шкале, потому названия можно прочесть
Фото сделано уже после того, как я протестировала все ароматы и разложила их по шкале, потому названия можно прочесть

Николя делает отметки в планшете – и появляется новый список претендентов на мое сердце. Их распыляют на блоттеры, по-прежнему не показывая мне флаконов и не оглашая названий, и кладут передо мной надписями вниз. И тут меня ждет сюрприз. Во втором туре абсолютно все ароматы – в точку. Красивые, полные воздуха, молочной зелени, очень-очень мои. От них поднимается настроение и буквально дрожат руки – так хочется немедленно их "примерить" и купить. Я думаю о том, сколько ароматов мне пришлось бы перенюхать самой, чтобы сделать этот выбор без помощи технологий, – и понимаю, что на это могли уйти годы.

Трижды перепроверив все запахи – а вдруг показалось? – оставляю в фаворитах четыре блоттера. И только теперь мне позволено взглянуть на их названия. Это Philosykos Diptyque (плоды и листья инжира, зеленые ноты и кокос), Serpentine Comme des Garçons (зеленые ноты, трава, мускус, альдегиды и мускатный орех), Oxygen [8O] Nu Be (мускус, дерево, перец, альдегиды) и PG16 Jardins de Kerylos, Parfumerie Générale (инжирные листья, зеленые ноты, сикомор). Николя великодушно не напоминает мне о том, как я публично отрекалась от альдегидов и древесных нот еще каких-то 15 минут назад, и командует, чтобы принесли флаконы. И снова сюрприз: все они – в абсолютно одинаковой стилистике: прозрачные, строгие, с черными графичными надписями. Пораженная, отправляю фото в "Инстаграм".

То самое фото @alyonaponomarenko
То самое фото @alyonaponomarenko

Последний этап – тест на коже. По совету Клотье наношу ароматы на предплечья и на тыльную сторону ладоней (а не на запястья, где ароматы непредсказуемо меняются от соприкосновения с рукавами, текстильными и кожаными браслетами, от трения о поверхности). Через 10 минут понимаю, что охотно купила бы все четыре, но настоящий фаворит у меня один: это Jardins de Kerylos. И когда месяц спустя он появляется на моей парфюмерной полке, я едва не плачу от радости: в современном мире, когда за год выходит от 600 до 1000 новых ароматов, найти свой – настоящее, неподдельное счастье.

Парфюмерную диагностику можно пройти в бутиках Aromateque в Киеве и Днепропетровске. Она эффективна даже в том случае, когда надо выбрать аромат другому человеку: нужно только знать, какой парфюмерией он пользовался последние пять лет.

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.