Основатель отеля BURSA Василий Гроголь – о новом арт-центре на "ВДНГ", искусстве и новой роскоши
Василий Гроголь, основатель киевского отеля BURSA и глава BursAtelier Development, – о новом арт-центре в Выставочном комплексе "ВДНГ", искусстве для города и новой роскоши.
Мы встречаемся с Василием в восемь утра в 13-м павильоне ВДНГ. Солнце бьет в огромные, от пола до потолка, окна, подчеркивая колорит этой локации площадью 1000 кв. м. Мимо спешат люди: студенты аграрного университета, который находится неподалеку; адепты здорового образа жизни — бегуны и велосипедисты. "Я очень верю в ВДНГ: здесь кипит жизнь. Исторически сложилось так, что в этом парке всегда многолюдно, здесь гуляют целыми семьями", – говорит Гроголь.

13-й павильон, в котором команда ВДНГ и BursAtelier Development сейчас делают арт-центр, построен между 1966 и 1970 годами, и в советские времена был посвящен угольной промышленности – здесь даже есть самая настоящая шахта. Уже в 2020 году в ней и на двух этажах нового арт-центра закипит жизнь и откроются первые выставки.
Спрашиваю: "Зачем тебе, отельеру, арт-центр?" Вася отвечает: "Не мне — городу. Нам важно не только брать и зарабатывать, но и отдавать. Это некоммерческий проект. Мы хотим сделать что-то для города: это социальная ответственность бизнеса. Кто-то занимается экологией, кто-то – медициной, мы же выбираем образование через искусство. У меня в семье нет художников, но я всегда тянулся к искусству, много времени проводил в музеях, любил художественную тусовку. Поэтому мне кажется, что искусство должно быть доступным, не снобистским. Отсюда и место для арт-центра – ВДНГ: демократичное, народное".
"Культурный центр для города, созданный горожанами" — так описывает Гроголь концепцию нового арт-пространства. Ограничиваться одним куратором здесь не планируют — вместо этого соберут круглый стол из экспертов, "которым не безразлична культурная жизнь города". Архитектор проекта – Слава Балбек, который также отвечал за дизайн отеля BURSA. В процессе редизайна пространства оригинальные детали сохранят – Гроголь показывает мне эффектные панели из старого обуховского алюминия на крыше, роскошную гранитную лестницу на входе и две огромные угольные глыбы, которые стоят у павильона еще с советских времен, но сейчас выглядят как арт-инсталляция. Вместе с тем, продолжает Василий, все остальное "уберут и почистят, поменяют коммуникации, заменят стекла, здесь будет чисто, тепло в любое время года и безопасно". На первом этаже арт-центра откроют кафе и книжный магазин.

Сегодня Гроголь управляет не только отелем, но и компанией BursAtelier Development, у которой множество направлений. Сюда относится и арт-центр, и еще один новый проект Гроголя и его команды – коворкинг "Кооператив" вблизи Львовской площади, и открытие новых гостиниц. Буквально накануне нашего интервью Василий подписал контракт с партнерами на создание нового бизнес-отеля, который появится на Печерске уже в 2020 году.
Секрет успешности отеля, по мнению Гроголя, прост: нужно строить гостиницу, в которой самому хотелось бы жить. "Я всегда говорю коллегам в BURSA, что мы не продаем номера в отеле – мы предлагаем определенный стиль жизни. Я только что вернулся из Ганновера, где останавливался в трехзвездочной гостинице сети GHotels. Люблю бюджетные отели за честность. Не надо прыгать выше головы. Если ты отель с тремя звездами, то твои правила таковы: ты чистый, аккуратный, у тебя простой понятный сайт, свежие комнаты, хорошее постельное белье и отличный завтрак. Если ты отель возле аэропорта, у тебя должен быть быстрый чекин/чекаут и удобное расположение, чтобы добраться с чемоданами. Я не люблю отели, заявленные как трехзвездочные, которые из кожи вон лезут, чтобы быть похожими на пятизвездочные. Канделябры в трех звездах – это лишнее, это нечестно".
Большая любовь Гроголя – винтажная мебель. "У старой мебели есть характер", — Василий увлеченно рассказывает мне, как недавно купил шесть винтажных стульев в Берлине и отправил их в Киев фурой, которая везла в кафе White Noise очередную партию пива. Все находки Гроголь распределяет по своим проектам – отелю, бару или ресторанам, а дома предпочитает аскетизм: "В моей квартире есть стол, шкаф и кровать. И еще мой любимый стул "Василий", культовая модель дизайнера Марселя Брейера, которую он сделал в Баухаусе в 1925 году и посвятил Кандинскому".
Гроголь называет себя минималистом и "функционалистом, который не любит думать о чем-то, кроме работы". Он носит простую одежду COS и Celine, из украинских брендов — RCR Khomenko. И очень по-своему трактует понятие new luxury. "Новая роскошь – это сочетание простоты и ультракомфорта. Истинная простота продукта, эмоции, ничего вычурного. Это выбор, доступ ко всему. Ты можешь пойти в хороший, но простой ресторан, остановиться в качественном трехзвездочном отеле, ты можешь гулять по пляжу босиком, а потом выйти в море в старой деревянной лодке, а не на роскошной яхте. И съесть в любимом отеле простой фермерский завтрак – с домашним маслом и горячим хлебом".
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Mishka Bochkarev
Стиль: Venya Brykalin
Ассистент стилиста: Vika Filipova
Груминг: Vitalia
Продюсер: Marina Sandugey-Shyshkina