Одеть всю Америку: история успеха дизайнера Роя Холстона
Легендарный американский дизайнер Рой Холстон еще до того, как ему исполнилось 30 успел спроектировать шляпу для Джеки Кеннеди, в которой она появилась на президентской инаугурации своего мужа. В начале своего четвертого десятка он помог сломить мировое господство Франции во время "Версальской битвы" в 1973 году, когда лучшие американские дизайнеры, такие как он сам и Оскар де ла Рента, соревновались со знаменитыми французскими коллегами, включая Ива Сен-Лорана. Холстон мечтал "одеть всю Америку", но, как Икар, подлетевший слишком близко к солнцу, достигнув невероятного успеха, стремительно канул в небытие из-за собственных амбиций.
Культовый американский дизайнер Рой Холстон Фроуик родился в городе Де-Мойне, штат Айова в семье норвежско-американского бухгалтера. Он вырос как ребенок-гей в консервативной семье. В детстве любил переодеваться и делать одежду для своей мамы и сестры, что со временем повлекло за собой учебу в Чикагском институте искусств. Во время посещения вечерних занятий в институте он работал мерчендайзером в высококлассной сети универмагов Carson Pirie Scott. И в то же время будущий дизайнер начал создавать шляпы.
Как-то Рой Холстон познакомился с Андре Безилем, парикмахером, который владел престижным салоном в отеле Ambassador. Под впечатлением от молодого дизайнера и его работ, Безил начал представлять шляпы Холстона в своем салоне. Позже, когда Андре открыл свой салон на Мичиган-Авеню, он предложил Холстону половину места для шоурума. Первый большой прорыв Холстона произошел, когда издание Chicago Daily News опубликовало краткую историю о его модных шляпах.
В конце 1950-х Холстон переехал в Нью-Йорк и устроился дизайнером к уважаемой модистке Лили Даше. В течение года он был назначен со-дизайнером в Lilly Daché, познакомился с несколькими редакторами и издателями модных изданий и покинул студию, чтобы стать главным управляющим универмага Bergdorf Goodman.
Дизайн шляп Холстона довел фантастику до прихоти: он использовал все виды драгоценных камней, цветов и бахромы для их декора. В 1961 году Жаклин Кеннеди прославила его работу, когда появилась на президентской инаугурации своего мужа в шляпе, созданной Холстоном. В числе друзей и клиентов дизайнера вскоре появились одни из самых очаровательных и известных женщин в мире, в том числе Рита Хейворт, Лайза Миннелли, Марлен Дитрих и Диана Вриланд.
На заре 1960-х мир переживал культурную революцию — и Холстон сделал все возможное, чтобы соответствовать радикальным изменениям. Решив делать что-то большее, Холстон разработал свою первую коллекцию одежды для Bergdorf Goodman в 1966 году. Два года спустя он ушел из магазина, чтобы создать собственную компанию Halston Ltd. В декабре 1968 года Холстон показал свою первую одноименную коллекцию, которая воплощала модные идеалы и желания всех женщин той эпохи, сочетая сексуальность и элегантность.
Осенью 1972 года он представил простое платье-рубашку, выполненное из "ультразамши" — ткани, которая была моющейся, прочной и красивой. Два года спустя он предложил миру свой самый знаковый дизайн — платье с застежкой на шее. Оно мгновенно стало хитом американских дискотек. Завершали образ фирменные солнцезащитные очки Halston, которые носили как днем, так и ночью.
Холстон был известен своим минималистским подходом к моде, а его авторская одежда была скромной и часто обманчиво простой. Он сочетал легкость и удобство спортивной одежды с повседневной, а затем поднял планку с роскошными тканями и своим отчетливым стилем и пропорциями. Холстону приписывают создание уникального нового образа, оригинального американского способа одеваться. Адаптируя моду к современному образу жизни, при этом не жертвуя гламуром и роскошью, он оказал влияние на многих других дизайнеров.
"Холстон был одним из самых влиятельных дизайнеров нашего времени, – однажды сказала Донна Каран. – Я говорю это исходя из личного опыта, потому что когда я была молодой, он был тем, на кого я стремилась быть похожей. Он понимал роскошь, гламур, простоту, форму и важность униформы. Для меня он представлял все, что было современным и чистым. На что еще может надеяться дизайнер?".
Когда он завязывал свитер на плечах своих моделей, модники везде его принимали. Другие дизайны также стали торговыми марками Halston: платье без бретелек, платья из драпированного вискозного трикотажа, кашемировые трикотажные изделия, кафтаны, платья на одно плечо и с лямками и асимметричные декольте. Он был хорошо известен своей любовью к разрезам и однотонным обтягивающим платьям. В 1976 году дизайнер создал свой первый парфюм, чрезвычайно успешный Halston. Бутылка в форме слезы, созданная Эльзой Перетти, была настолько узнаваема, что Холстон настоял на том, чтобы на ней не было маркировки с его именем.
Его новаторство в изготовлении платьев из одного куска ткани — разрезанного наискосок — было практически библейским чудом. Показы Halston были театральным событием, которые включали в себя, с аберрантной небрежностью по тем временам черные модели. 1970-е годы были связаны с молодостью, танцами, сексуальностью (и беззаботностью. Его образ жизни, и его одежда воплощали это.
Рой Холстон был известен как первый дизайнер, который полностью выдал себя за бренд; его влияние выходило за рамки модной индустрии, поэтому он и пытался изменить бизнес, в котором существовал. Благодаря лицензионному соглашению с универмагом демократичной одежды JCPenney он создал дизайн, доступный для женщин с различным уровнем дохода. Он также стал влиятельным в дизайне униформы, изменив ее для персонала Braniff International Airways, работников проката автомобилей Avis и спортсменов из США на Олимпийских играх 1976 года.
Если сегодня сотрудничество между крупными дизайнерами и такими брендами, как H&M — обычное дело, то во времена Холстона это было громким событием. Решение привело к тому, что его лейбл был исключен из магазинов высокой моды, включая Bergdorf Goodman, в котором практически началась его карьера. Сделка с JCPenney вышла за пределы исключительности, которую яростно защищала мода: Холстон вышел за нормы, а людям нравились их границы, установленные между высоким и обыденным.
В своем страстном желании "одеть всю Америку" дизайнер потерпел неудачу в руках моды и бизнеса. Несмотря на его достижения, его постоянное употребление наркотиков и несоблюдение сроков по сдачам коллекций подорвали его успех окончательно. В 1984 году он был уволен из собственной компании и потерял право разрабатывать и продавать одежду под своим собственным именем. Эти события и его преждевременная смерть от осложнений, связанных со СПИДом, в возрасте 57 лет, привели к тому, что он исчез из американской моды.