КУПИТИ КВИТКИ

Жан-Поль Готье – плохой мальчик мира моды

67-летний Жан-Поль Готье – настоящий enfant terrible французской моды, с 40-летним опытом провокатора. Он сделал свое имя, подрывая традиционные представления о маскулинности и феминности с помощью театральности кэмпа и диковинных изобретений. В 1980-х он одел мужчин в юбки, а десять лет спустя разработал конусовидный бюстгальтер для Мадонны, который принес ему мировую известность. В день рождения этого легендарного француза Vogue UA рассказывает, за что его любят в индустрии.

Жан-Поль Готье, 1987 год

Анализируя жизнь Жан-Поля становится понятно, что сфера его деятельности – истинное призвание. Единственный ребенок бухгалтера и кассира, Готье развил вкус к моде в совсем юном возрасте. Он провел большую часть детства с бабушкой и нашел вдохновение в ее гардеробе. В частности, знаковая вещь дизайнера – корсет – также родом из бабулиного шкафа. "Мне повезло, что моя бабушка носила черные перья, необычные корсеты. Также она всегда давала советы, как выглядеть лучше и красивее", – рассказывал он.

Реклама.

В то время как у Юбера де Живанши была Одри Хепберн, а у Николя Жескьера – Шарлотта Генсбур, главной музой Готье всегда был… плюшевый мишка. Несмотря на его тесную связь со множеством женщин, которые вдохновляли его на протяжении всей карьеры, именно медвежонок стал ранним адептом многих творений Готье. "Мне кажется, мне было шесть лет. Я хотел куклу, но мои родители были против. Итак, хирург Готье сделал небольшую операцию своему плюшевому мишке. В газете рекламировали маленькие бюстгальтеры, поэтому я решил разрезать бумагу и сделал такой же. Я хотел куклу – я ее сделал".

Жан-Поль Готье, Париж 1957 год

Также в школьном возрасте произошел инцидент, который непосредственно повлиял на творчество будущего дизайнера. Однажды бабушка Жан-Поля позволила ему посмотреть ревю Фоли-Бержер по телевизору, феерию девушек, украшенную кристаллами Swarovski, страусиными перьями и колготками в сеточку. На следующий день в школе он нарисовал эскиз увиденного. Как рассказывал Готье, его учительница была "в ярости". Она прикрепила рисунок к его спине и повела на "экскурсию" по классам, чтобы унизить. Но одноклассники Готье восхищались его работой и были заинтригованы. "Именно после этого я понял, что по моим рисункам меня могут принять".

Жан-Поль Готье с бабушкой, 1958 год

Готье продолжал рисовать эскизы, а со временем решил разослать их разным кутюрье и был замечен Пьером Карденом, который нанял его в качестве ассистента в своей студии в восемнадцатый день рождения Жан-Поля. Таким образом Готье начал свою карьеру в качестве помощника Кардена в 1970-м, а затем перешел к Жану Пату в следующем году.

Примерно в то же время на Готье также оказала влияние работа Ива Сен-Лорана. Карден принадлежит к поколению легендарных кутюрье и их модных Домов, которые были построены вокруг культа личности дизайнера – феномен, возможно, лучше всего воплощенный Ивом Сен-Лораном и Кристианом Диором. Это были три дизайнера, которыми Готье восхищался в подростковом возрасте, и он стремился смоделировать свой бренд в том же духе – его имя и бренд должны быть синонимами друг другу.

Жан-Поль Готье, иллюстрация для книги "A nous deux la mode", 1990 год

Так, в 1976 году Готье основал собственный модный лейбл Jean Paul Gaultier с помощью своего партнера и в жизни, и в бизнесе Франсиса Менужа. С начала 1980-х годов Жан-Поль подался в различные сферы, охватывающие все: от гиперсексуального до трансгендерного. Главной задачей его деятельности была пропаганда свободы: "будь самим собой, какими бы чертами природа и воспитание тебя не наделили".

Вскоре Готье стал известен как "плохой парень" в мире моды. Он бросил вызов популярным представлениям о гендере и опирался на острые уличные и панк веяния (один из знаковых ранних образов дизайнера была комбинация жесткой кожаной куртки с юбкой из кринолина и кроссовками). Готье поставил нижнее белье в основу своих корсетных платьев, которые дебютировали в 1983 году. Найденные в бабушкином шкафу модели 1920-х и 1940-х годов и интерпретировал и сделал корсет не "тюрьмой для женского тела", а оружием, подчеркивающим женские формы. Два года спустя он представил свои юбки для мужчин – еще один шаг дизайнера в сторону разрушения гендерных стереотипов. Он также бросил вызов индустрии с его показами, которые заслужили репутацию "чрезмерно зрелищных".


Мадонна в корсете авторства Жан-Поля Готье в туре Blonde Ambition Tour, 1990 год
Условно жизнь Готье можно поделить на два периода: годы, которые он провел со своим партнером и те, что без него. Менуж, который был главным человеком в жизни Жан-Поля, ушел из жизни в 1990 году. "Я знаю, если бы мы не встретились, я бы не начал один", – говорит Готье. Несмотря на такую утрату, Жан-Поль продолжил двигаться дальше. В том же году он создал один из своих фирменных образов для всемирного тура Мадонны Blond Ambition Tour. Она появилась на сцене в конусообразном бюстье, которое подняло Готье на всемирный уровень популярности.
Jean Paul Gaultier Haute Couture осень-зима 1997/1998

Свою первую кутюрную коллекцию Готье представил в 1997 году. Со временем, на необычные дизайны Готье положила глаз французская роскошная группа Hermès, которая наняла его в качестве креативного директора в 2003 году, и параллельно он занимался и своим собственным брендом. Хотя отличительный стиль Жан-Поля хорошо вписывался в эстетику модного Дома, позиция художественного руководителя явно ограничивала его потенциал творческого роста. Таким образом он покинул Hermès в 2010 году, а спустя четыре года решил прекратить выпускать коллекции ready-to-wear, чтобы сосредоточиться на кутюре.

<b>

Жан Поль Готье – доброжелательный вуайерист, любопытный и очарованный разнообразием. Миры, не затронутые стандартизацией моды, являются основанием для его стилистического выражения. Для Готье мода – это определенно театр, а одежда – высокая драма. Этот сенсационный взгляд может быть вызван и тем, что он одел так много фильмов, от ленты "Кика" Педро Альмодовара и "Повар, вор, его жена и её любовник" Питера Гринуэя, до "Пятого элемента" Люка Бессона.

Жан-Поль Готье по-прежнему убежден, что мода всегда будет занимать особое место в нашей жизни: "Речь идет о необходимости визуального распознавания, предъявления претензий". Он считает себя революционером, систематически ставящим под сомнение клише, стандарты, кодексы, условности и традиции. Он поворачивает, сдвигает и переворачивает их – даже уничтожает их – в своем стремлении заново их изобрести. И это у него несомненно получается.

Текст: Марина Шуликина

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.