RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Секретные материалы: интервью с Амандой Паркс, главой департамента инноваций Future Tech Lab

07 декабря 2019

Аманда Паркс, глава департамента инноваций Future Tech Lab, продвигает науку в массы, а технологии – в моду.

Аманда Паркс

«В идеале потребитель должен заменить умные портативные гаджеты инновационными тканями. Функционал устройств может быть интегрирован в текстиль. Материалы объединят моду и технологии», – считает Аманда Паркс. Она отвечает за направление инноваций в компании Future Tech Lab – гибриде инвестиционного фонда, акселератора и лаборатории, – которая разрабатывает и внедряет передовые технологии в модной индустрии.

Сфера профессиональной компетенции Аманды описывается не менее гибридными формулами: fashion-технолог, биомедиадизайнер. В Future Tech Lab она занимается поиском технологий, продвижением идей развития на конференциях и публичных ивентах вроде TEDx или Всемирного экономического форума, «научной дипломатией», объединяющей исследователей и практиков, а также менторством стартапов. Их в портфолио FTL сейчас 10. Есть производители водоотталкивающей пропитки Dropel для натуральных тканей, из которых шьют одежду outdoor. Есть проект по выращиванию шелковых нитей из волокон паутины Bolt Threads – и рукотворных бриллиантов в эколабораториях Diamond Foundry. Worn Again и Evrnu разрабатывают технологию, которая позволит разделять в тканях полиэстер и натуральные нити для последующей переработки. Для каждой компании в FTL придумывают алгоритмы развития – от масштабирования прототипа до создания структуры бизнеса.

В моду Аманда пришла из искусства и инженерии. Ей с детства нравились живопись и математика – историю искусства и инженерную механику она изучала в Стэнфордском университете, а докторскую степень получала в медиалаборатории Массачусетского технологического института. Как куратор Аманда работала в Музее Гуггенхайма в Венеции, Музее науки в Лондоне и интерактивном «Эксплораториуме» в Сан-Франциско. Ее кураторские амбиции были направлены на презентацию научных достижений для широкой аудитории: «Мне хотелось, чтобы люди не думали, что наука – это сложно». Пиковой точкой стал мультидисциплинарный проект Regeneration – Аманда была одним из его организаторов. Выставка, открытая в октябре 2012 года в Нью-Йоркском зале науки, стала одной из первых попыток рассказать об устойчивом развитии языком современных медиа.

Аманда Паркс

Позже доктор философии ушла в мир техкомпаний, где занималась внедрением в жизнь своих научных изысканий. В точке пересечения информатики и материаловедения родилась идея рассматривать wearables – умные портативные устройства – в плоскости не гаджетов, а тканей. «Одежда – это вторая кожа, это защита, это первая линия контакта с миром. Наша цель – усилить функциональность одежды и таким образом расширить сферу использования технологий», – говорит Аманда и предлагает идею: ткань, которая будет, к примеру, генерировать и накапливать энергию солнца или выполнять функцию диктофона.

Функционал устройств может быть интегрирован в текстиль. Материалы объединят моду и технологии

Технический прогресс Аманда Паркс оценивает с позиции научной этики. Главное – правильно задать вопрос: не «можем ли мы создать?», а «нужно ли?». При верной постановке задачи, уверена она, технологии улучшают качество жизни. Аманда не разделяет предубеждений в отношении роботов, которые отнимут у людей работу, – предлагает вспомнить о восстании луддитов против внедрения прядильных машин в Англии в XIX веке и подумать о формировании новой культуры труда в эпоху четвертой промышленной революции. К примеру, в США в индустрии производства солнечных батарей сейчас задействовано больше людей, чем было вовлечено в угольную промышленность в прошлом.

«Все происходит слишком медленно», – декларировала Аманда во время выступления в Стокгольме на прошлогодней конференции Fashion Tech Talks, посвященной перезагрузке модного бизнеса. За 20 минут она развернула панораму настоящего и прогнозируемого воздействия технологий на модный бизнес, чем впечатлила даже инсайдеров индустрии. «Google или Apple работают над сменой парадигмы десятилетиями и параллельно выстраивают производство. Моду пока не воспринимают в таком инновационном ключе», – говорит Паркс. По ее мнению, корень проблемы – в системе образования. Модные дисциплины должны изучаться на факультетах промышленного дизайна, архитектуры или инженерии. Пока же система fashion-образования страдает от пережитков прошлого: «Мода возникла как некая женская специализация, базирующаяся на основе не технологий, а рукоделия – и до сих пор находится под влиянием этого представления».

Впрочем, примеров позитивных перемен в индустрии становится все больше. Среди любимых проектов в портфолио FTL Аманда называет похожую на хлопок ткань SeaCell, которую производят из водорослей без использования воды, и выращенную в грибнице кожу MicoLab. На разработку каждой из технологий ушло около десяти лет. Аманда прогнозирует актуальность именно таких материалов в ближайшем будущем. «Меня завораживает перспектива того, что мы сможем наладить ресайклинг отходов пищевой и сельскохозяйственной промышленности. Бананы или ананасы могут стать альтернативным источником волокон для будущей экоткани. Мы не должны представлять мир осознанного потребления одетым в аскетичную униформу», – считает она. Куда правильнее пересмотреть правила: бизнес должен двигаться по пути устойчивого развития, а мода – оставаться способом самовыражения и катализатором эмоций. «Единственная вводная, главная и основная, – это доступность сознательной моды. Только так мы можем рассчитывать на глобальные изменения».

Текст: Татьяна Соловей

Еще в разделе Персона

Популярное