Как украинские бренды переосмысляют народные традиции
Сезон весна-лето 2021 точно войдет в историю модной индустрии. Он стал первым в пост-ковидном мире, заметно поменял правила игры и заставил множество брендов обратиться к своим корням. Не стали исключением и украинские бренды, главным источником вдохновения для которых стала Украина – ее культурное наследие, ремесла или природа. Vogue.ua собрал самые запоминающиеся примеры.
Ruslan BaginskiyВ начале октября команда Lake Studio показала новую коллекцию, но не стала акцентировать внимание на ее сезонности. По словам дизайнеров Анастасии Рябоконь и Олеси Кононовой, это набор вневременных вещей, каждая из которых олицетворяет собой эстетику Lake Studio, а не гонится за сезонными трендами. Вдохновением для ее создания стала эпоха украинского барокко XVII-XVIII веков. Прежде всего это считывается в общем рисунке коллекции, в которой фактура преобладает над формой, что всегда отличало украинский культурный код. Например, дизайнеры работали с такими сложными материалами как жаккард и альпака, но в сочетании с простым кроем и четкими линиями как раз и раскрывается все богатство их фактуры. Принты – еще одна важная часть в ДНК Lake Studio – в этот раз отсылают к истории Львовской керамико-скульптурной фабрики. Наивные мотивы с посуды этого известного предприятия разместились на шелковых платьях Lake Studio.
LAKE Studio
LAKE StudioЛиля Литковская в этом сезоне сделала ставку на экологичность и представила капсульную коллекцию Artisanal, в которой украинские народные ремесла сочетаются с кутюрным качеством исполнения. Дизайнер воплощает здесь все ключевые ценности лейбла: воспевает традиции, отдает дань современности, строя мост между прошлым и будущим, и давая шанс вещам на вторую жизнь. Сырьем для создании этой коллекции стали обрезки тканей, остатки архивных коллекций и винтаж, которые благодаря мастерству команды Litkovskaya превратились в уникальные сложные вещи. А концептуальная основа коллекции – традиционные украинские ковры "доріжка". Они создаются путем разделения ткани на тонкие нити, скручивания их в клубки пряжи, которая потом превращается в новое полотно на восьмидесятилетних деревянных ткацких станках. Все модели изготавливаются вручную и в единственном экземпляре, а производственный процесс отчасти происходит в отдаленных селах в карпатских селах, где мастерицы вплетают старинные ткацкие техники в канву современной одежды. Например, на создание куртки The Shirts уходит около 37 часов ручной работы и 50 рубашек.
Litkovskaya
LitkovskayaГлавным лейтмотивом для Светланы Бевзы в этом сезоне стала трипольская культура. В новой весенне-летней коллекции, которая была показана в сентябре на Неделе моды в Нью-Йорке, дизайнер продемонстрировала образ женщины – ключевой фигуры этой цивилизации. "В Триполье даже молились статуям с женскими очертаниями. Их боготворили, им поклонялись и их боялись", – рассказывает Светлана Бевза. Также дизайнер продолжила в этом сезоне идею с использованием пшеничных колосков – еще одной важной составляющей в культурном коде украинцев.
BEVZAКлючевую роль в трипольской культуре занимала керамика, с которой захотелось поработать и Светлане Бевзе. В рамках работы над коллекцией вместе со стилистом и основательницей бренда Nadiia Надей Шаповал они создали линейку украшений, а также сняли 15-минутный арт-фильм TRYP. Он демонстрирует не только процесс создания украшений, но и древние образцы керамики, находящиеся в государственном историко-культурного заповеднике "Трипольская культура".
BEVZAНовая весенне-летняя коллекция бренда Bobkova посвящена размышлениям о современных ценностях. "Мы начали ценить то, что раньше не особо замечали: дом, в котором живешь. Это не только личное пространство, но и более глобальные вещи – родная страна и культура", – рассказывает Бобкова, на которую сильно повлияла летняя поездка в Карпаты. Именно там дизайнер ближе познакомилась с ремеслами этого региона и в итоге одной из ключевых техник ее новой коллекции стали знакомые всем "бабушкины коврики". В студии Bobkova они превратились в пестрые накидки и обувь. Дизайнер добавляет, что технология их изготовления достаточно трудоемкая – на создание одной вещи уходит от 50 до 70 часов работы при том, что в процесс задействованы сразу пять мастеров.
Bobkova
BobkovaУкраинский бренд головных уборов Ruslan Baginskiy в начале осени показал вторую культурную коллекцию TSVYT. Руслан Багинский называет ее культурным экспериментом, во время которого были возрождены и восстановлены уже забытые технологии производства. "Меня всегда вдохновляла энергия локальных мастерских, где поколениями хранят знания о старинных техниках. В мире высоких скоростей им почти нет места, хочется сохранить это артизанальное наследие", – добавляет дизайнер. Так, вошли в коллекцию семь изделий, каждое из которых отсылает к определенному моменту в украинской культуре. Например, плетеная соломенная маска – это переосмысление культурных кодов на рубеже XIX и ХХ веков, золотые украшения отсылают к скифскому периоду, а хустки-намитки вдохновлены работами волынских мастеров.
Ruslan Baginskiy
Ruslan BaginskiyПродолжает эту идею знакомства с Украиной и съемка, которая превратилась в экспедицию по самым красивым и нетронутым человеком местам страны. Вместе с фотодуэтом SYNCHRODOGS и стилистом Юлией Пелипас команда объездила всю Украину от херсонских степей до Карпат.