Сильный пол: все, что нужно знать о супергероинях в комиксах
17 декабря в украинский прокат вышла долгожданная вторая часть фильма "Чудо-женщина" с Галь Гадот. Vogue.ua тем временем вспоминает наш большой обзор о том, какая роль отводилась супергероиням в комиксах 20 века и как дела обстоят сейчас.
На мир одна за другой накатывают волны феминизма. Из них, как из пены морской, рождаются супергероини. Феминистская икона, героиня без страха и упрека и суперженщина – все это Кэррол Денверс, белокурая Капитан Марвел. С недавних пор в мире комиксов ей отведена едва ли не центральная роль, но так было не всегда.
Долгое время в графических романах царил патриархат. Женские персонажи делились на две условные подгруппы: возлюбленные главного героя; суперзлодейки – к Женщине-Кошке добавились Черная Вдова, Ядовитый Плющ, Бебби-долл, Алисия Хант, Харли Квинн и другие вредоносные особы. Возлюбленных следовало успешно спасать, поэтому их называли "девицы в беде". Тех же, кого спасти не удалось, впоследствии стали именовать "женщинами в холодильнике". Так в одной из серий "Зеленого фонаря" злодей засунул труп подруги Кайла Рейнера в морозильник. В честь ее смерти всех девушек, которых убивают, чтоб главный герой сильно расстроился и начал мстить, теперь именуют "woman in the fridge" (WiR).
Да, барышням в комиксах приходилось не сладко – даже таким как героиня фетишистского графического романа "Сладкая Гвендолин". Художник Джон Вилли искушал публику рисунками в стиле БДСМ. Хитроумно связанная красавица с кляпом во рту подвергалась экзекуциям со стороны зловещего Сэра Дистика Д'Арси и его верной напарницы U-69. Но оказалось, что, если этот кляп вынуть, то дамы немедленно заговорят о своих правах.
Самый простой способ заселить мир комиксов супергероинями – создать аналог мужских персонажей. Именно поэтому сегодня у нас есть Женщина-Халк, Женщина-Паук и Супергерл. Последняя, например, родственница Супермена, имеет идентичные суперспособности и так же страдает от криптонита. Но по большому счету, Супергерл – просто симпатичная девушка, хотя и умеет летать. Даже журналистка Бренда Стар из комикса Дэйла Мессика, пусть и не является классической супегероиней, но, благодаря своей авантюрной натуре, вызывает больший интерес, чем кузина Кларка Кента.
Уильям Моултон Марстон изобрел не только детектор лжи, но и Чудо-Женшину, которая немедленно превратилась в икону феминизма. В 1941 году потомственная амазонка Диана появилась на страницах рисованного романа. Скудный, но патриотический костюм и лассо Истины стали ее главным оружием против злодеев. При этом героиня была женственна, весела и здорова, как физически, так и душевно. Казалось бы, придраться не к чему, но среди феминисток нашлись те, кто и в таком персонаже отыскали изъяны. Марстона обвинили в том, что его героиня – фетишисткий символ. Не настоящая сильная личность, а образ, созданный через призму мужских желаний.
Тем не менее, когда в 2017 году фильм Wonder Woman с Галь Гадот в главной роли показал высокие кассовые сборы, феминистки с радостью восприняли эту новость. Тем более, что режиссером картины выступила женщина – Пэтти Дженкинс. Marvel Comics, наблюдая неожиданный успех DC Comics, решила выставить на киноринг своего представителя. Им стала Капитан Марвел.
Кэррол Денверс дебютировала на страницах комикса в 1968 году и долго не могла найти себе применения. Авторы толком не понимали, какую именно идею она должна воплощать, пока женщины в реальной жизни всерьез не заговорили о своих правах. Капитан Марвел воплощала героиню, которая красива, умна и делает карьеру наравне с мужчинами. Главная странность в судьбе Кэррол Денверс – постоянное противоречие, колебание между образом женщины-воина и "девицы в беде". Она успешно продвигается по служебной лестнице, но, как минимум дважды становится жертвой похищения и насилия. Сначала агентами КГБ на Лубянке, а спустя годы – суперзлодеем Маркусом. Причем, во второй раз она беременеет и уже добровольно отправляется вслед за своим насильником. И обычные читатели, и профессиональные критики возмутились таким сюжетным ходом.
Между тем Кэррол Денверс – не единственная Капитан Марвел. Юная пакистанка Камала Хан (мисс Марвел) имеет огромное количество поклонников среди мусульманской диаспоры как в США, так и во всем мире. Для того, чтобы повысить продаваемость комиксов, нужно постоянно расширять аудиторию и держать нос по ветру. Например, когда мир настроился на бодипозитив, была придумана Вера Гербрерт (Зефир) – супергероиня "плюс-сайз". Камала Хан – символ борьбы с ксенофобией и одновременно девушка-подросток, которая любит комиксы, как миллионы девочек во всем мире.
Естественно, супергероини – вовсе не ноу-хау американской поп-культуры. В 60-е годы прошлого века практически одновременно появилось несколько рисованных красавиц, которые имеют сходные черты. В 1962 году французский V Magazine опубликовал комикс Жана-Клода Фореста "Барбарелла". Главная суперспособность космической путешественницы была ее готовность заниматься сексом с кем угодно и где угодно.
Надо сказать, что Франция в каком-то смысле опережала Америку: например, фильм Роже Вадима появился на родине в 1956 году, тогда как в США – лишь годом позже, с трудом преодолев давление со стороны Лиги благопристойности и Армии спасения. "Сексуальный революционер" Вадим увидел в "Барбарелле" потенциал то ли для нового шедевра, то ли для очередного скандала. Молодая Джейн Фонда, психоделические краски и неподвижная камера позволили максимально приблизиться к рисованному оригиналу.
В 1963 году в Великобритании появился комикс о красавице-брюнетке Модести Блейз. Одна из любимых героинь Квентина Тарантино и предшественница ангелов Чарли возникла в голове художника Питера О'Доннелла не просто так. В 40-е годы на границе Ирана и Ирака он встретил одинокую бедно одетую девочку-подростка. О'Доннелл поделился с ней едой, получив в награду улыбку. Когда он стал размышлять о дальнейшей судьбе маленькой незнакомки, то решил подарить ей хотя бы в комиксах жизнь полную приключений и побед над могущественными противниками.
Чешский художник Кая Саудек был влюблен в актрису Ольгу Шоберову. Она стала героиней его комикса и одноименного фильма "Кто хочет убить Джесси". Пожалуй, Джесси – самая необычная из всех супергероинь. Пышногрудая молчаливая блондинка – не просто сексуальная красавица, а еще и гениальный изобретатель гравитационных перчаток. Вместе со своими постоянными соперниками злым Суперменом и жестоким Ковбоем она перемещается в Чехославакию-1966. Вот так за два года до наступления советских танков страна подверглась нашествию веселых комиксовых пузырей.
Текст: Анастасия Ванина