Ахтем Сеитаблаев и Анна Паленчук — о съемках фильма "Номера"
19 ноября в украинский прокат вышел фильм "Номера", снятый по пьесе Олега Сенцова. О том, как шла работа над лентой, vogue.ua рассказали ее создатели – сорежиссер Ахтем Сеитаблаев и продюсер Анна Паленчук.
Перед просмотром "Номеров", мировая премьера которого с аншлагом прошла на кинофестивале Берлинале, нужно знать одну важную вещь об этом фильме. Условия его создания были уникальными: у фильма два режиссера – это сам автор пьесы Олег Сенцов и сорежиссер Ахтем Сеитаблаев, а работа шла фактически в письмах, которые съемочная команда передавала автору в тюрьму. За год работы над фильмом было написано больше 100 писем – с подробными раскадровками каждой сцены, описанием актеров, которые принимали участие в кастингах, презентациями костюмов, грима актеров и декораций. Свое видение фильма Сенцов также присылал в письмах, которые передавали в Украину через адвоката. Так родились "Номера" – антиутопия об обществе заключенных (в фильме их называют по номерам), которые пытаются побороть свои страхи и получить свободу. Жизнь в этом тоталитарном обществе меняется с появлением нового жителя, которому не известны существующие законы и правила – и который готов рискнуть и пойти против системы...
Каким было ваше первое впечатление о пьесе "Номера"?
Я прочел ее в 2018 году, когда продюсер Анна Паленчук уже в третий раз обратилась ко мне с предложением поработать над фильмом. Она приехала на съемки "Захара Беркута", привезла пьесу и сказала: "Ты хоть прочитай, пожалуйста". К тому времени я уже несколько раз отказывался от работы над фильмом по личным причинам. Но прочитал здесь же, в перерыве – и она мне действительно понравилась. Мне по душе театр абсурда — это и Камю, и Мрожек, и Беккет, — но сейчас, к сожалению, я редко встречаюсь с этим жанром в театре. И "Номера" как раз напомнили мне "В ожидании Годо" Сэмюэля Беккета, одну из моих любимых пьес в этом жанре.
Сам Олег называет свою пьесу антиутопией. Но как по мне – и я написал об этом в первом письме Олегу – ему удалось совместить жанры: там есть и антиутопия, и трагедия, и мелодрама, и детектив, и буффонада. Это мне и понравилось. Это интересно ставить и интересно играть. Прочитав пьесу, я изложил Олегу свое видение идеи фильма и через Аскольда Курова (российский режиссер-документалист, снявший фильм о Сенцове, — Прим. ред.) передал ему письмо.
Как вам удалось обуздать свое эго, работая над фильмом с еще одним режиссером, Олегом Сенцовым? К тому же, зная, что главный в вашем дуэте именно он?
(Смеется.) Тот год, когда снимал "Номера", я для себя в принципе назвал периодом обуздания собственной гордыни. Так сложилось, что я был не единственным режиссером на "Захаре Беркуте", а потом возникли "Номера", ставшие еще одним испытанием для меня. На следующий день после "шапки" "Захара Беркута", с пьесой "Номера" в руках я поехал сниматься в картине "Додому" Наримана Алиева. Более двух недель мы жили на Арабатской стрелке, где снимали финальные сцены. И там, в перерывах между съемками или по ночам, были написаны большинство моих писем к Олегу, где я рассказывал о своем видении фильма, идеях по актерам, декорациям и прочее. И там я понял, что пошел на это сознательно. Это стало логичным продолжением того, что я делаю и зачем: от акций в поддержку наших политзаключенных до съемок таких фильмов, как "Хайтарма" и "Захар Беркут".
Обуздать свое эго, если честно, было непросто. Потому что сама профессия режиссера предполагает, что ты главный и отвечаешь за все; что ты капитан и капитан единственный. Но это было очень сознательное решение для меня — и это было нужно в первую очередь мне.
Тема фильма очень серьезная и даже страшная, но подана эта история о несвободе иронично и смешно. Это такое ваше видение — переживать ужас через смех?
Мне кажется, я прочел это у Олега. И в принципе когда я прочитал "Номера", мне показалось, что я точно знаю, о чем эта пьеса. Главное то, что герои скрывают за этим гротеском: прочитав пьесу, ты четко понимаешь, для чего здесь гротеск и чем он обусловлен. Потому что просто взять и поверить в то, что это такая действительность, из которой нет выхода, – это страшно. Действительность, в которой ты можешь обнять любимую женщину только один день в году, на праздник передачи эстафетной палочки... Как с этим жить? И зачем? В нашем же случае там есть тупик, но есть и выход. К тому же, сами обстоятельства, место действия, персонажи-Номера – то, как они говорят и выглядят, все это толкает тебя в сторону гротеска. Но мы не играли гротеск, наши актеры играли очень серьезно, поверьте.
Почему украинцам важно увидеть этот фильм?
Во-первых, уникален контекст создания: один из авторов фильма находился в тюрьме, в лагере, а другая часть команды — на свободе. Кстати, подавляющее большинство команды — из Крыма. Так случилось нечаянно, но в этом есть определенный символизм. Это пример того, что, как бы пафосно это ни звучало, творчество способно преодолевать любые границы, и тюремные решетки в том числе. По-настоящему свободные люди, которым есть, чем поделиться, смогут достучаться до мира.
Во-вторых, это кино в очень интересной форме – театрализованной, гротескной. И в нем превосходный актерский состав. Некоторые актеры, снявшиеся в этом фильме, очень популярны, другие не так известны — но это еще один шанс убедиться в том, насколько у нас классные актеры. И в-третьих, это довольно легкая история, в которой исследуются фундаментальные вещи. Во время просмотра каждый должен ответить себе на важный вопрос: если есть выбор — попробовать изменить общество к лучшему, но безо всяких гарантий, что это получится (а может, и станет хуже), будешь ли ты пытаться? Я для себя решаю, что буду.
Пьеса "Номера" была написана в далеком (в очень многих смыслах) 2011 году, но вы прочли ее уже в 2018 году. Вспомните свое первое впечатление о ней.
Текст пьесы "Номера" мне прислала Наташа Каплан, сестра Олега. Он передавал ей до этого, что хочет, "чтобы Паленчук занялась пьесой". Первой текст прочитала моя ассистентка Лена, и она сказала коротко: "круто". Затем прочитала я, и мы вместе долго обсуждали легкость слога, про саму драматургию тогда еще не задумываясь. Также меня удивила и восхитила актуальность самого текста. Признаться, прежде чем согласиться на участие в проекте, я не один раз перечитала текст. И каждый раз находила в нем новые смыслы и месседжи. Тогда я осознала, как многогранно это произведение. Если я считаю, что эта пьеса о свободе, другой может сказать, что это о выборе. Каждый считывает свой смысл. Но главное, какие параллели проводит зритель. "Номера" — аллегория нашего мира. Когда мы начали работать над реализацией проекта, был 2018 год, и у меня возникала четкая ассоциация с тоталитарным Путиным. В 2020-м тут прочитывается Беларусь. Происходящее в пьесе актуально во всех обществах и во все времена.
Как вы думаете, как Олегу Сенцову удалось буквально предвидеть, предугадать в свой пьесе события, которые спустя пару лет станут реалиями – и для нашей страны в какой-то степени, и для него самого?
Очень часто талантливые люди чувствуют, что произойдет в будущем и как будет меняться общество. Пьеса "Номера" — как раз такой пример. Но тема власти, тема попытки унификации общества, уравнения всех под одну гребенку, стремления сделать всех одинаковыми — вечная. "Неужели ты не можешь, как все? Свистнули — беги, свистнули — отдыхай! Неужели это так тяжело?" — говорит в нашем фильме Десятая своему бунтующему другу, который идет против Правил. До какой степени мы можем нести ответственность за свой собственный выбор? Этот вопрос часто задает зритель после просмотра нашего фильма. Сенцов очень круто проработал персонажей: они отображают архетипы и клише — в них каждый зритель может узнать себя и свое близкое окружение.
Какой отзыв зарубежных критиков (например, в Берлине) о фильме вам кажется наиболее точным? Что видит в нем европейская публика?
Фильм "Номера" простыми словами говорит об очень важных и серьезных вещах. А еще все отмечают прекрасный актерский состав, он существует в кадре как единый организм. На самом деле Ахтем Сеитаблаев очень скрупулезно работал с актерами, у нас были долгие месяцы репетиций, недели репетиций в самой декорации, все движения были выставлены, как хореография. Мы снимали на две камеры, которые не должны были попасть в объектив друг к другу. А наш хореограф Алена Шоптенко работала над постановкой драки, постановкой приемов еды и пятым актом, где подданные приветствуют нового правителя.
Что сказал Олег Сенцов, когда наконец увидел фильм?
Я долго пыталась найти способ показать фильм Олегу, когда он был в тюрьме. Мы передавали распечатанные кадры фильма, передавали портативный проектор, но его нельзя было пронести на свидание с ним. Хотя он и отдал полномочия утвердить финальный монтаж своей подруге Жене Врадий, я не хотела показывать фильм ни на одном кинофестивале, пока его не увидит Олег. Нам повезло, что в РФ изменили законы и адвокатам позволили проносить телефоны с собой на свидание. Именно Дмитрий Динзе, адвокат Олега, показал 11 июля 2019 года ему на своем смартфоне фильм. Я хорошо помню эту дату, поскольку у меня был день рождения и я весь день была в хорошем настроении. Но после звонка Димы оно испортилось, поскольку "Олег ругался, и ему фильм не понравился". На следующий день Аскольд Куров, режиссер-документалист с которым мы работаем над документальным фильмом о том, как снимали "Номера", отправился к Олегу на свидание. Олег уже не был так категоричен. Сказал, что видел ряд моментов иначе, чем мы воплотили.Олег один из самых принципиальных и непредсказуемых людей, с которыми я когда-либо работала. Глупо было ожидать, что он похлопает в ладоши и скажет, что все получилось в точности так, как он задумал. Конечно, каждый режиссер один и тот же материал видит по-своему, и очевидно, если бы Олег был бы на свободе, это был бы другой фильм. Но фильм понравился зрителю. Я видела это на тестовых показах и на Берлинском кинофестивале. Сам Олег смягчил свое мнение о фильме позже, когда увидел его на большом экране. Главное, что он увидел реакцию зрителей, которые смеются и плачут там, где это было задумано автором.
Как вы считаете, почему "Номера" должны увидеть в Украине?
Это оригинальный и уникальный фильм. Прежде всего это новый опыт просмотра кино, так как речь об экранизации пьесы, и все действия сняты в одной декорации. И этот фильм следует смотреть именно на большом экране.
Его стоит увидеть, потому что в фильме играют как известные украинские актеры Виктор Андриенко, Ирина Мак, Виктор Жданов, так и молодые, но, успевшие "выстрелить" в сериале "Первые ласточки" Макс Девизоров, Александр Бегма, Мария Смолякова. Фильм нужно смотреть, потому что это результат творческой коллаборации двух самодостаточных и талантливых режиссеров — Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева. Этот фильм представлял украинский кинематограф на Берлинском международном кинофестивале в этом году. Музыку к фильму написал Милош Елич, композитор группы "Океан Ельзи", и в последнем, пятом акте звучит голос Святослава Вакарчука.
Наконец, потому что этот фильм – результат солидарности коллег Олега Сенцова, которые собрались вместе, чтобы поддержать его во время голодовки. И снять фильм, который бы отправился на фестивали и помог бы еще раз напомнить всему миру об Олеге и других политических заключенных. И в целом история Олега — это потрясающий кейс солидарности. Во время пребывания Сенцова в колонии вся мировая киноиндустрия — от Педро Альмодовара до Анджея Вайды — поддерживала его, подписывала письма, выходила на больших фестивалях с табличками #freesentsov. Его поддерживали и бренді, например, компания КLO, которая помимо роликов и постеров #freesentsov, решили наш вопрос с бензином в течении всего съемочного процесса фильма. И это очень вдохновляет, потому что наглядно демонстрирует, что "моя хата не з краю". А телевизионная премьера фильма состоится совсем скоро на канале "Украина", где его смогут увидеть.