10 самых скандальных фильмов в истории кинематографа
Осуждение в Каннах, цензура, критика и вдохновленная череда убийств – некоторые из величайших режиссеров спровоцировали величайшие скандалы. Vogue UA рассказывает о десяти нашумевших лентах, которые потрясли общество.

Легендарный фильм Луиса Бунюэля, созданный в соавторстве с Сальвадором Дали, в свое время позарился на внутренние и неприкосновенные ценности эпохи: религию и семью. Едва ли выйдя в прокат, фильм сумел породить невероятный скандал. Еще во время премьеры представители ультраправых групп начали пускать слезоточивый газ и избивать зрителей. А после инцидента пресса всячески клеймила фильм, что привело к его запрету и конфискации всех копий. Его считали слишком провокационным и запрещали к показу до 1981 года.

Именно благодаря этой картине засияла звезда Брижит Бардо. Актриса играет 18-летнюю девушку, которая не в силах обуздать свою врожденную сексуальность. Комбинация из детства проведенного в приюте и невероятно привлекательной внешности создает ей репутацию распущенной девчонки, которая заводит отношения с разными мужчинами. Такие персонажи имели тенденцию раздражать общество в 1950-х. Запретить картину пытались все: от властей до Лиги благопристойности и Общества добродетельных католиков. А в США даже дошло до судебных процессов с местными прокатчиками.

Даже сам Энтони Бёрджесс опасался выхода фильма, когда узнал, что его экранизирует Стэнли Кубрик. Жестокие сцены, эротика, сексуальное насилие – режиссер адаптировал роман в лучших традициях своего легендарного стиля. Лента получилась и в правду не для слабонервных, а в 1970-х годах ее посчитали и вовсе аморальной. Так, несмотря на весомый успех картины, Кубрик был вынужден отозвать свой фильм из британских кинотеатров, поскольку в Великобритании заявили, что лента "вдохновила" преступников на ряд изнасилований и убийств в стиле главного героя.

Самый скандальный фильм среди остросоциальных лент итальянца Марко Феррери повествует о Марчелло Мастроянни, Филиппе Нуаре, Мишеле Пикколи и Уго Тоньяцци – группе гурманов, устроивших оргию и праздник переедания. На премьере ленты в рамках Каннского кинофестиваля, многие узрели в ленте слишком много сатиры на буржуазное потребительское общество. Разразился скандал, Ингрид Бергман, президент жюри, также осудил фильм. Тем не менее, несмотря на свую дурную славу, фильм Феррери стал шедевром кинематографа.

Основанный на реальной истории, фильм Нагисы Осимы считается одним из самых скандальных фильмов в японском кинематографе. История страстных отношений главных героев рассказаны весьма откровенно и с подробностями. Из-за изобилующих в ленте сцен полового акта и орального секса, фильм считали аморальным и непристойным и запретили на родине до 2001 года.

Этот фильм подарил миру одну из самых культовых и сексуальных сцен с Шэрон Стоун. Ведь даже если вы не видели саму ленту, то наверняка натыкались на ее отрывок, когда актриса небрежно переставляет ногу на ногу и демонстрирует, что под ее платьем ничего нет. Но этот эпизод – всего лишь вершина айсберга. Фильм вызвал споры из-за его явной эротичности и изображения насилия, в том числе сцен изнасилования. Картина была опротестована активистами ЛГБТ-сообщества, которые посчитали, что в ленте негативного изображают гомосексуалистов. Также ее широко критиковали за гламурное курение сигарет.

В этом фильме Михаэль Хенеке покусился на все человеческое яство: режиссер обратился как к физическим, так и психологическим пыткам, тем самым вызвал дискуссию о насилии в кино. Когда фильм был показан в Каннах в 1997 году, он достаточно сильно потряс аудиторию, и многие зрители, в том числе некоторые кинокритики, вышли из зала. Кинематографист защищал свое творчество, говоря, что его идея состояла в том, чтобы снять фильм с моралистическим комментарием о влиянии насилия в СМИ на общество – тема, к которой часто обращается режиссер.

Драматический триллер Гаспара Ноэ рассказывает жуткую историю изнасилования, случившегося в Париже. Сцена самого происшествия в ленте длится более девяти минут и наряду с другими насильственными сценами вызвала шок у зрителей. Премьера фильма состоялась в рамках 55-го Каннского кинофестиваля. Картина настолько потрясла зрителей, что более двух сотен человек вышли из зала, а некоторые даже жаловались на плохое самочувствие.

Порнография, беспричинное насилие и режиссер-невротик – составляющие формулы шок-контента. Но фильм, в котором мир создал Дьявол, а не Бог, похоже, перевыполнил план. Многочисленные протесты религиозных общин, обвинения в женоненавистничестве и излишней жестокости – "Анархист" собрал целый букет всевозможных негодований. Споры вокруг картины достигли апогея, когда два года спустя Ларс фон Триер рассказал о своих симпатиях к Адольфу Гитлеру во время одной из пресс-конференций.

Задолго до выхода в широкий прокат адаптация Абделатифа Кешиша романа Джулии Маро "Синий — самый теплый цвет" вызвала волну протестов после премьеры в Каннах. Критики осуждали расширенные и очень откровенные сексуальные сцены между главными героинями. К тому же, свое мнение неоднократно высказывали члены ЛГБТ-сообщества и феминистки, утверждая, что лента снята "патриархальным взглядом".