Провокация и влияние: как Хельмут Ньютон изменил модную фотографию
"Король кинка" и "35-миллиметровый Маркиз де Сад" — склонность Хельмута Ньютона к гламуру и сексуальной развращенности сделала его самым влиятельным модным фотографом ХХ века.
Ньютон родился в 1920 году в зажиточной еврейской семье в Берлине. Будучи воспитанным в либеральных и привилегированных условиях, он познакомился с фотографией в возрасте 12 лет после того, как отец купил ему первую камеру. Уже в 1938 году, после работы с немецким театральным фотографом Ивой, которая пропитала его любовью к обнаженным женским формам, он бежал из Германии в Сингапур. Там Ньютон добавил к сексу в список своих интересов деньги и гламур. За жизнью плейбоя, которую он описал в своей биографии, последовали пять лет в австралийской армии, где он основал свою первую фотостудию.
Техники, которые он разработал под руководством Ивы, были революционными в Австралии, а его радикальный модернистский подход помог ему завоевать репутацию фотографа, работающего в самых передовых областях. Вскоре появилось австралийское издание Vogue, а его работа украсила страницы журнала в 1956 году.
Желая продолжить свою карьеру и развить собственный стиль, Ньютон заключил 12-месячный контракт с британским Vogue и переехал в Англию в 1957 году. Ему было трудно в Лондоне, и через 11 месяцев он подал в отставку и уехал в Париж. Там он начал сосредотачиваться на работах таких художников, как Брассай, чьи фотографии парижских уличных сцен и портреты богатых людей оказали на него наибольшее влияние.
Живя во французской столице, он медленно, но верно менял свой стиль. Один из главных шагов, которые он сделал — заменил пассивных, послушных моделей идеалистическим представлением женственности. Он хотел показать, что женщины на его изображениях контролируют ситуацию, используя сексуальность как доминирующую силу. Эта новая методология оказалась успешной, и вскоре он начал работать в нескольких ведущих изданиях, включая Jardin des Modes, Elle, Queen, Stern и Marie Claire.
Подход Ньютона к работе был циничен, лаконичен и страстен одновременно. Он был большим фанатом собственных фото и отстаивал свой недавно разработанный метод. Работа, которую он создал, резко контрастировала с безобидными фотографиями, которые практиковали его сверстники, и представляла собой новый взгляд на женское тело. Социальные изменения, вызванные сексуальной революцией 1960-х годов, идеально соответствовали его новому стилю, и эти годы были невероятно важным временем для его карьеры.
На протяжении 1970-х годов Ньютон постоянно находил новые и захватывающие способы празднования женской сексуальности, чем навсегда изменил модную фотографию. В 1980-х синонимом его фотографии, стало имя Ива Сен-Лорана. Благодаря их дружбе Ньютону удалось запечатлеть шикарный парижский стиль модного Дома, но при этом совместить его с уличной фотографией кумира Брассая.
Влияние Ньютона сделало его более известным, чем большинство классиков того времени. Однако популярность Хельмута и его статус указывают на нечто большее. Его фотографии прекрасны, мощны и тревожны. Портреты элегантны и холодно откровенны, а модная фотография — необъяснимая драма. В его сценах есть остроумие. В большинстве его модных фотографий возникает ощущение, что он высмеивает само понятие моды или ее тщеславие. В его тщательно продуманных мизансценах неизменно присутствует хитрая провокация. Власть и секс, секс и власть, как секс дает могущество — это вечные навязчивые идеи Ньютона, которые были неотъемлемой частью его работы.
В настоящее время его комический нигилизм стал преобладать в модной фотографии, а его некогда экстремистское видение роскоши и жестокого шика — и, конечно же, обнаженной плоти — стало нормой: Ньютон на десятилетия предвосхитил нынешнюю тягу моды к богатству, сексу и излишествам. Его способность сочетать гламур, эротизм и фантазию никогда не была превзойдена, несмотря на бесчисленное количество подражателей. Благодаря непоколебимому видению он добился невероятного успеха, а наследие, которое он оставил, делает его одним из лучших фотографов — модных или иных — когда-либо живших.