За каждым платьем или ансамблем от кутюр скрываются тысячи часов работы. Сезон за сезоном по всему Парижу легионы ателье проводят бесчисленные часы: лепят отдельные пуговицы, пришивают редкие перья или подравнивают швы, чтобы воплотить в жизнь замыслы дизайнеров, стоящих у руля самых знаменитых модных Домов. Но по мере приближения кутюрного сезона осень-зима 2021/2022 возникает вопрос: чего же ожидать от бастионов старой парижской моды?
В то время как пандемия COVID-19 серьезно повлияла на многие сферы индустрии моды — от расписания показов до производства и тенденций уличного стиля, — небольшие кутюрные ателье продолжают функционировать в прежнем режиме. Типичное расписание январских мужских показов может заметно поредеть, но кутюрный сезон обещает большинство обычных крупных шоу, даже если они будут демонстрироваться виртуально.
В расписании Недели высокой моды этого сезона есть несколько заметных упущений. Одно из них — отсутствие показа Balenciaga Демны Гвасалии. Первоначально бренд планировал показать первую и долгожданную кутюрную коллекцию в июле прошлого года, но затем показ был перенесен на июль 2021 года. Однако в расписании все еще есть захватывающие дебюты, за которыми стоит следить. Альбер Эльбаз представит свой новый лейбл AZ Factory 26 января с помощью фильма: "Я и ранее планировал представить коллекцию именно так, даже до COVID-19. Это цифровой мир".
Не менее интригующее шоу — совместная коллекция Титосэ Абэ из Sacai и Jean Paul Gaultier. Когда Готье объявил, что коллекция сезона весна-лето 2020 станет его последней, легендарный французский дизайнер пообещал своим поклонникам, что "они могут быть уверены, что он продолжит заниматься созданием кутюрных коллекций с новой концепцией". Оказывается, новая концепция — это платформа для приглашенных дизайнеров. Нам еще предстоит узнать, как Абэ интерпретирует причудливость и яркость эстетического духа Готье через ее деконструированные дизайнерские вещи. Но в любом случае такое сотрудничество только доказывает, что Неделя высокой моды по-прежнему останется самым непредсказуемым событием в индустрии.
Однако наиболее интересные и долгожданные коллекции — те, которые представят дизайнеры с совершенно новым видением моды. Во-первых, дебют Кима Джонса в Fendi. Это назначение принесет с собой ряд новаций: впервые Джонс дебютирует как дизайнер женской одежды, и как кутюрье для крупного модного Дома, и впервые с тех пор как Карл Лагерфельд возглавил марку в 1965 году, кутюрная продукция Fendi претерпела серьезные изменения. Тизер, сделанный Паоло Роверси, который Джонс опубликовал в Instagram, обещает декадентский взгляд на классический итальянский гламур в духе Феллини. Эта коллекция, вероятно, станет кошачьей мятой для нового поколения поклонников моды и последователей Джонса, а также успокоит традиционных клиентов Дома.
Кроме того, все в предвкушении дебютной кутюрной коллекции Мэтью Уильямса для Givenchy, которая будет представлена в конце этого года. Кутюрные коллекции его предшественницы Клэр Уэйт Келлер были полетами модной фантазии, которая явно ограничивалась коммерческими ожиданиями, возлагаемыми на ее линию прет-а-порте, но драматическое обновление Уильямсом имиджа Дома предполагает, что ему дают полную свободу действий. Еще неизвестно, как Уильямс воплотит свое видение, которое определило его первую коллекцию для Дома, в уровень кутюр, но это наверняка будет волнующее событие.
Но самое интересное в Неделе высокой моды в этом месяце — это не замысловатые детали образов, которые будут выставлены напоказ на первых этажах парижских отелей, а скорее то, как нынешние дизайнеры вызывают интерес к ним, переосмысливают кутюрный сегмент и делают его актуальным в настоящий момент.
И Джонс, и Уильямс построили свои бренды и репутацию на производстве одежды, которую хотят покупать клиенты люксовых брендов в соответствии с новой парадигмой. Традиционные клиенты кутюра будут всегда, но есть ли возможность пригласить в свою очередь все более случайного потребителя, всегда жаждущего новейших продуктов, быстро интегрированных в повседневную жизнь?
Или, альтернативно, попытаться примирить эти две категории? В то время как большинство людей во всем мире проводят дни в спортивных штанах и толстовках — 0,1% отдает тысячи ради высокой моды, но тоже покупает спортивные костюмы, даже если они на кашемировой подкладке. Кажется, что никогда не было более своевременного момента, чтобы предоставлять заказчикам то, что они хотят. Джонс уже зарекомендовал себя мастером сочетания высокого и низкого — возьмите его последнюю коллекцию для Dior Men, где карикатурные картины Кенни Шарфа были вышиты на куртках-бомберах с тщательным техническим мастерством лучших ателье.
За последние несколько лет мы стали свидетелями радикального изменения многих уголков индустрии моды. А благодаря таким дизайнерам, как Крейг Грин, Уэльс Боннер, Мартин Роуз и Ким Джонс, мужская одежда стала самым захватывающим местом для дизайнеров следующего поколения.
Будет ли чувство доверия и лояльности двигаться вперед в развитии моды? Или это будет что-то более экспериментальное, готовность окунуться в новые воды и поддержать бренды, которые неуклонно расширяют свою структуру продаж от кутюр до чего-то более повседневного?
Только после того, как мы увидим кутюрные показы этого сезона, мы сможем сказать наверняка. Будет ли эта новая гвардия дизайнеров способствовать переосмыслению природы моды или, по крайней мере, обновлению более разреженного уголка модной индустрии, актуальность которого в течение десятилетий опасались потерять.
Текст: Liam Hess