Большую часть предметов обстановки для квартиры в Бейруте дизайнер интерьеров Мария Уссейми собрала в путешествиях. В ее доме на первом этаже здания 70-х годов XIX века побывал Иан Филлипс.
В бейрутской квартире дизайнера интерьеров Марии Уссейми есть несколько вещей, напоминающих о путешествиях. Посреди гостиной с высокими потолками стоит английская походная кровать начала XIX века. В спальне – винтажный дорожный сундук Louis Vuitton с зеркалом Line Vautrin, подарок на ее 50-летие. "Мне всегда нравились сундуки, – признаётся дизайнер, – наверное, на каком-то подсознательном уровне: ведь мне пришлось немало попутешествовать".
Многие годы Уссейми вела кочевую жизнь. Родилась в столице Ливана, там же прошли первые десять лет ее жизни. "Мое детство было чудесным, – рассказывает она. – Я помню самые обычные вещи: мороженое, вкусную еду, пляж и катание на лыжах". Однако с началом гражданской войны в 1975 году ее семье пришлось выехать из страны, и Марию определили в школу-пансион в Швейцарии. Затем последовала учеба в Бостонском и Колумбийском университетах. Несколько лет она провела в Лондоне. В 90-х Мария в течение года путешествовала по Эль-Сальвадору и Мозамбику, где собирала свидетельства детей для своей книги "Под перекрестным огнем: детство в зоне боевых действий" (Caught in the Crossfire: Growing up in a War Zone).
В 2002 году Уссейми решила вернуться в Бейрут с двумя сыновьями. "Это очень необычный город, – говорит она. – Здесь тебе поневоле приходится быть изобретательным, потому что многое не работает. Тебе все время нужно приспосабливаться. Но по сравнению с другими арабскими странами в Ливане чувствуешь себя по-настоящему свободным. Думаю, благодаря этим двум факторам здесь так много творчества".
Другая сторона медали – исчезающее архитектурное наследие города: строительные компании сносят традиционные жилые дома, чтобы на их месте возвести многоэтажные высотки. Квартира Марии располагается на первом этаже восхитительного в своей величавости здания 70-х годов XIX века – одного из немногих уцелевших строений того периода. Укрывшийся за высокой изгородью и зеленью деревьев квартала Джемайза дом, спроектированный, по легенде, итальянским архитектором, долгие годы не менял своего владельца. "Каждый раз, проезжая мимо, я задавалась вопросом: кто здесь жил раньше и почему сейчас дом пустует?" – вспоминает Уссейми.
О том, что владелец решил отреставрировать дом, чтобы сдавать постояльцам, Мария узнала от друга. "Когда я впервые оказалась внутри, квартира была совсем обветшалой, – продолжает она. – Но хозяин предложил: "Раз вы собираетесь здесь поселиться, скажите, что бы вам хотелось изменить". Одним из пожеланий стал цвет потолков – ярко-бирюзовый. Однако большинство элементов интерьера осталось без изменений, в том числе живописные мраморные полы и стены, расписанные в технике "тромплей". По словам Уссейми, понимание того, каким будет внутреннее убранство жилища, пришло очень быстро. "Я управилась буквально за три дня", – вспоминает она. Немаловажную роль сыграл тот факт, что большинство предметов мебели у нее уже были. "Весь декор – это вещи из домов, в которых я раньше жила, и от моих родителей, – рассказывает Мария. – У каждой вещи есть история".
Ее собственный стиль – эклектика с легким налетом богемности, при этом он очень индивидуальный и в высшей степени элегантный. Одна из самых больших поклонниц ее таланта – Лиза Ассейли, для которой Уссейми оформила три ресторана (все три под названием Liza) в Бейруте и Париже. "Мария умеет создать атмосферу, – не скрывает восторга Ассейли. – У нее дома хочется мечтать. Это не просто продуманный до мелочей интерьер – в нем живет романтика".
Сама Уссейми равнодушна к предметам роскоши. "Мне неинтересны дорогие вещи, – говорит она. – Я предпочитаю изделия с характером, с изюминкой, с историей". Например, зеркальный шар, свисающий с потолка в гостиной в передней части квартиры. Его повесили в качестве украшения на Новый год – да так там и оставили. Или серия китайских статуэток, которые можно принять за бесценные фамильные реликвии. На самом деле Уссейми купила их в парижском универмаге "Галерея Лафайет" по 15 евро за штуку.
При этом некоторые вещи имеют для Марии особую ценность. Например, венецианская маска в виде лебедя, подарок американского декоратора Банни Уильямс. Или серия настенных панно с воспроизведенными на них страницами из книги персидских сказок XV века – их Уссейми заказала у бельгийской художницы Изабель де Боршграв в качестве элементов декора для собственной свадебной церемонии. По всему дому классика дизайна ХХ века – работы Гаэ Ауленти и Ле Корбюзье – мирно соседствует с "сокровищами", которые годами кропотливо собирались в дебрях антикварных магазинов и рынков. Гербарий XIX века на стене в комнате для завтрака Мария нашла на парижском блошином рынке, а каталог доспехов в комнате одного из сыновей Уссейми приобретен у антиквара в Нью-Йорке.
На первый взгляд может показаться, что не хватает последнего штриха – люстры в гостиной. Но это осознанное решение хозяйки. "Разве можно сюда что-то подобрать? – спрашивает Уссейми. – Комната сама по себе настолько винтажна, что здесь была бы уместна только какая-нибудь грандиозная конструкция". Вместо этого Мария решила остановиться на обычной лампочке. Что ж, понадобится очень высокая стремянка, чтобы заменить эту лампочку под семиметровым потолком.
Читайте также: