Быть или не быть: для чего нужны три украинские недели моды
Текст: Анастасия Яворская
Последние несколько лет модный рынок стремительно меняется. Все острее становится вопрос – нужны ли будут традиционные показы и недели моды в принципе. Так, например, в Vetements в начале этого года решили отказаться от обычных шоу и коллекцию для сезона весна-лето 2018 показали в рамках перфоманса на фотовыставке, устроенной на многоэтажной парковке. "Модные показы – не лучший инструмент. Мы делали шоу в секс-клубе, ресторане и церкви. Мы провели сезон, показывая вместе мужские и женские коллекции. Это стало повторяющимся и изнурительным. Теперь мы будем делать что-то, когда есть время и необходимость в этом. И пусть это будет сюрпризом", – поделился тогда Демна Гвасалия.
Уже сейчас понятно, что стандартные схемы показов не работают так же эффективно, как раньше и постепенно бренды будут вынуждены придумывать новые способы демонстрации коллекций. Это также коснется и украинских дизайнеров. Будут это делать отдельные бренды или целые Недели моды пока непонятно, но тот, кто первый поймет, что ветер поменялся, тот и перейдет на новый этап развития. Отечественным неделям моды особенно стоит держать руку на пульсе, так как наши дизайнеры в последний год стали все чаще предпочитать показываться в Париже, Берлине и Нью-Йорке.
Так сложилось, что к этой осени в Украине есть три полноценные недели моды. Ukrainian Fashion Week исполнилось 20 лет, Mercedes-Benz Kiev Fashion Days отметили семилетие, One Day Project провели свой третий сезон. Все три недели продвигают украинских дизайнеров на мировой рынок, кто в больше степени, а кто в меньшей. И пока что вопросы есть ко всем.
До появления Mercedes-Benz Kiev Fashion Days семь лет назад в Ukrainian Fashion Week чувствовали себя достаточно расслаблено, но здоровая конкуренция заставила шевелиться, пересматривать расписание, переманивать дизайнеров, а также сменить ключевое место показов. В Mercedes-Benz Kiev Fashion Days всегда привозили самых интересных представителей мирового модного мира – фотограф Мэт Ирвинг был одним из первых гостей, стритстайл-фотограф Айван Родик буквально прописался на этой Неделе моды, Алена Долецкая и модный критик Годфри Дини читали невероятные лекции, а в первых рядах всегда сидели представители итальянского Vogue и независимая модная пресса. Что будет сейчас, когда вдохновитель Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и основатель единственного отечественного шоу-рума в Париже More Dash Даша Шаповалова переехала в Сан-Франциско на ближайший учебный год, пока непонятно (ведь большая часть прессы и представители крупных универмагов и шоу-румов ехали именно на ее имя). Уже в этот раз, снижение общего уровня мероприятия было заметно, хотя пресса и байеры по-прежнему организованно приехали в Киев Mercedes-Benz Kiev Fashion Days в надежде найти новые таланты и даже находили их.
Совсем не так давно появился прогрессивный One Day Project. Его организатору дизайнеру Антону Белинскому удалось быстро сделать интересный модный и культурный проект. Идея дать украинским дизайнерам альтернативную сцену Ukrainian Fashion Week была много лет назад главной для Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, но этот сезон показал, что все от чего MBKFD так старательно уносили ноги многие годы, вернулось к ним снежным комом. Теперь же многие молодые и в хорошем смысле неформатные таланты получили в свое распоряжение One Day Project. В сентябре этого года в рамках проекта свои коллекции показали: Anton Belinskiy, Paskal, Yulia Yefimtchuk+, Zirochka Ukraine + RCR Khomenko, Masha Reva for Syndicate и Drag & Drop.
В том, что это имеет смысл и будущее говорит и тот факт, что проект поддержала Нина Васадзе (директор концерна "Фалькон-Авто"), выделив в спонсорскую поддержку автомобильный бренд Kia. Таким образом она стала представлять сразу две недель моды в Украине. Еще один бренд в портфеле Нины Васадзе Mercedes-Benz уже несколько лет поддерживает Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. И, хотя, у One Day Project все еще очень сыро и хотелось бы, чтобы дизайнеры не застревали надолго в пост советской эстетике, за которой в Киев едут авангардные западные журналисты (Dazed and Confused, I-D), проект имеет все шансы стать неделей моды без лубочности и культа утрированной женственности, которыми так славятся отечественные дизайнеры вне зависимости от опыта и возраста. Вот только в последние дни немного смешал карты, переехавший в Париж идеолог и организатор проекта Антон Белинский, и пока что неизвестно, будет ли он делать Project в Киеве или уже в Париже.
Но на самом деле, ситуация с украинскими дизайнерами не так мрачна. Есть несколько примеров удачных выходов на европейский и американский рынки. В сентябре Светлана Бевза впервые показала свою коллекцию в рамках Недели моды в Нью-Йорке, представила ее в шоу-руме во время парижской Недели моды, а затем сделала re-see в Киеве для украинских журналистов и байеров (сейчас это редкая практика для отечественных брендов). Зарубежные мероприятия показали, что интерес иностранных байеров намного выше, чем при проведении показов в Украине. К тому же подобный опыт зарубежной работы дает определенный толчок в развитии бренда, которые практически невозможно получить на внутреннем рынке.
Юлия Паскаль, пока что самый успешный украинский дизайнер на мировой модной арене (бренд представлен в более чем 50 магазинах по всему миру) – постоянный участник Недели моды в Париже и витрин культового Colette также снова сделала шоу в Париже. Тем ценнее и интересней ее показ на One Day Project, который случился примерно за месяц до Парижа. На нем Юля показывала пре-коллекцию для сезона весна-лето 2018. Здесь действует обратный интерес – на европейском рынке работы Паскаль известны больше, чем на родине.
Впервые в рамках Недели моды в Париже презентовала свою коллекцию Лиля Литковская. Только лишь проходкой моделей, она ограничиваться не стала. Это был настоящий перфоманс – девушки замирали за стеклами витрин, а посередине двора дома, в котором происходило шоу стоял стол из морга с "телом" Лоры Палмер. Хотя лже-Лора дышала, как живая, выглядело все очень эффектно, несмотря на не слишком большое количество зрителей.
Антон Белинский также устроил перфоманс в Париже. Новая работа Белинского вновь была вдохновлена материальной культурой в контексте политической власти в Украине. Это была основная тема коллекции, представленной в украинском павильоне на 57-й Венецианской биеннале. Меховое бикини, сделанное из старомодных меховых шапок, которые так любили носить в свое время отечественные партийные деятели, кожаная куртка имитирует текстуру диванов в министерствах – в противовес старому миру была представлена капсульная коллекция, под названием EUkraine, созданную в сотрудничестве с Вальтеров Торслеффом.
Количество украинских модных дизайнеров на данный момент явно зашкаливает и очевидно, что эта идейная масса бродить будет еще долго, прежде, чем появится действительно стоящий продукт. А пока что украинские модные бренды, которые участвуют во всех трех неделях моды условно можно поделить на три группы: перспективные бренды (уже представленные в крупных он-лайн магазинах), бренды-ателье (работающие на внутренний рынок и делающие коллекции для небольшой части модников столицы) и бренды, которых можно назвать условно обычными производителями предметов легкой промышленности. И если, с первыми двумя все предельно понятно, то последние, а их значительная часть, должны честно признать, что они обычные производители одежды и аксессуаров, и отношение к моде и модным трендам имеют самое далекое. И это неплохо, потому что продать хорошо сделанную вещь легче, чем продать псевдо-модную коллекцию. Показатель успешности бренда – это продажи, а не то, сколько платных статей вышло в модной прессе. А пока в силу сложившихся обстоятельств у нас в стране, ни один бренд не может обнародовать объемы продаж, успешность брендов остается просчитывать только по количеству заходов посетителей на их сайты и учитывая примерную конверсию продаж через SimilarWeb.
Читайте также: