Большая четверка: краткая история Недели моды в Милане
Милан имеет долгую историю в области моды, текстиля и дизайна в целом. На протяжении конца XIX века город был крупным производственным центром, пользующимся своим статусом одной из выдающихся экономических и промышленных сил страны. Миланская мода, несмотря на то, что черпала вдохновение у ведущего парижского кутюра того времени, разработала собственный подход, который по своей природе был предан умеренности, простоте и качеству ткани.
Даже прославленный миланский шопинг имеет серьезные основания считаться одним из лучших в мире. Первый крупный универмаг в стране был открыт именно в Милане в 1865 году. В то время это считалось новинкой в отношении розничной торговли в Италии. Хотя традиционно ремесленники продавали предметы, которые они делали напрямую или в небольших магазинах. Открытие универмагов модернизировало распределение одежды в городе.
Интересно, что, несмотря на изобилие отличного текстиля и мастеров, до середины ХХ века Италия искала последние тенденции моды за рубежом. Париж был священной землей женской одежды, а Лондон славился тем, что подбирал костюмы и обувь для лучших джентльменов. Средний класс просто пытался копировать последние парижские и лондонские тенденции, заказывая их одежду местным портным. Даже Эльза Скиапарелли, легендарный итальянский дизайнер, прославилась только после того, как представила кутюрную коллекцию в Париже.
В фашистской Италии буржуазия одевалась у ведущих модельеров Милана, Рима, Венеции, Турина и Флоренции, которые непосредственно "вдохновлялись" французскими дизайнами. В 1935 году основывается Итальянское сообщество модельеров, которое подчинялось и следовало идеям Муссолини. Один из главных постулатов – использование в производстве исключительно итальянских моделей и материалов.
Вторая мировая война изменила правила игры и в модном мире. После оккупации Франции, журналисты больше не имели возможности поехать в Париж. Элеонор Ламберт воспользовалась этой возможностью, чтобы привлечь внимание индустрии к США, повысить репутацию и престиж местных американских дизайнеров на международной арене. Именно в Нью-Йорке появилось то явление, которые мы сегодня знаменуем "Неделей моды".
Сразу после окончания войны, вдохновленный успехом Ламберт, итальянский аристократ Джованни Баттиста Джорджини начинает сотрудничать с американским универмагом и становится байером, ответственным за поставку итальянских брендов в США. Однажды Джорджини решает устроить показ мод, чтобы представить друг другу закупщиков и итальянских дизайнеров. Это увенчавшееся успехом мероприятие он организовал на собственной вилле.
Уже через год он решает организовать несколько показов в Палаццо Питти во Флоренции. Так, 1951 год стал точкой отсчета истории Недели моды в Италии. Благодаря Джорджини итальянская мода приобрела международную легитимность. Флоренция собирала гостей несколько лет, но удивительный успех мероприятия вызвал невероятный трафик в городе, аэропорт не смог справиться с наплывом роялти со всего мира, и шоу было решено перенести в Милан.
Миланская Неделя моды впервые состоялась в 1958 году на улице Гаттамелата, после того, как была основана Национальная палата итальянской моды (некоммерческая ассоциация, которая занимается дисциплиной, координирует и продвигает развитие итальянской моды и отвечает за проведение модных мероприятий и шоу Милана). Однако в то время городу не удалось закрепить за собой официальный статус модной столицы. Дизайнеры продолжали представлять свои коллекции в других городах Италии, непосредственно, в Риме, который на некоторое время отвлек внимание от Милана.
В конце 1960-х годов римские подиумы начали приобретать значение благодаря высокой моде, чему также способствовали знаменитые фильмы Феллини. Киностудия "Чинечита" за Римом кишела звездами со всего мира, которые обожали одеваться у итальянских дизайнеров. Рим быстро стал центром высокой моды, даже угрожая своей популярностью Парижу.
Уже в следующем десятилетии итальянские дизайнеры решили запустить массовое производство своих моделей. Большинство фабрик находилось на севере Италии, что послужило причиной переезда многих брендов в Милан. В начале 1970-х Вальтер Альбини, Оттавио Миссони, Krizia, Кен Скотт и многие другие, начали покидать римские подиумы высокой моды, чтобы начать своего рода революцию – происхождение прет-а-порте. Именно с этого момента миланская Неделя моды стала одним из самых важных международных событий, а миланский дизайн стал известен благодаря своей практичности и простой элегантности. А современные представители миланского модного ландшафта (от Dolce & Gabbana, Gucci и Missoni, до Prada, Versace, Armani и Jil Sander) являются главными модными Домами во всем мире.