Художница Оксана Левченя – о моде на ковры и экологичном производстве
Про современное и будущее ковроткачества рассказывает хозяйка ковровой мастерской OLK Manufactory, художница Оксана Левченя
Мастерская OLK Manufactory находится в Козине под Киевом, на территории завода "Космос". Это место Оксана Левченя любовно называет "артель" и показывает на корпус напротив — там занимаются деревообработкой, рядом — изготавливают мебель. Оксана всей душой болеет за крафт и мечтает создать в Козине комьюнити ремесленников и даже построить отель, куда будут приезжать желающие поближе познакомиться с мастерами и их штучным продуктом.
"Я верю, что у ремесел большой потенциал, потому что в первую очередь их развитие напрямую связано с решением экологических проблем. Крафтовые производства дружественны по отношению к природе: я знаю по себе, что они вообще не предполагают перепроизводства — соответственно, нет гор мусора, требующего утилизации. Это осознанное производство". У OLK Manufactory, кстати, есть линейка ресайклинг-ковров — это авторские панно, созданные из старых ковров, купленных Оксаной на OLX.
Мастерской Левчени четыре года. За это время яркие ковры OLK Manufactory появились в домах киевского джетсета: дизайнера Лиды Арфуш, директора фестиваля Leopolis Jazz Fest Натальи Горбачевской, владелицы бутика Bonpoint и Chloé Кристины Храновской. Это по-настоящему штучное производство: в команде всего четыре мастера, в месяц они создают по два ковра. Обучают новых самые опытные мастерицы — Татьяна Петрик и Виктория Горб. "Возможно, мастерскую стоило бы развивать активнее, — рассуждает Оксана, наливая мне чай из старинного самовара, купленного на блошином рынке в Барселоне за 20 евро. — Но это моя позиция — делать штучные вещи, с небольшой командой, не вредя экологии. Превращать мастерскую в фабрику я не хочу — потеряется уникальность. Почти у каждого нашего ковра есть тираж — 10–15 копий. Когда он исчерпывается, мы меняем орнамент, и наш клиент знает, что приобретенный им ковер не разойдется сотней экземпляров по миру".
Несмотря на уникальность ковров, к ним не стоит относиться как к музейному объекту — напротив, они созданы для жизни. "Эти ковры надежны — я знаю, о чем говорю: у меня дома их несколько, и мы все беспощадно используем, у нас две собаки-дворняги… Я за то, чтобы с нашими коврами жили. Чтобы их "убить", нужно постараться. Они чем больше стареют и изнашиваются, тем органичней выглядят".
Ковроткачество — давнее украинское ремесло. Оно и сегодня не утеряно — мастерицы OLK Manufactory ездят учиться в знаменитую Решетиловку, где работает Всеукраинский центр вышивки и ковроткачества. "Три крупных региона ковроткачества — это Закарпатье, Полтавская и Винницкая области. Есть мастер Степан Ганжа, который делает гениальные ковры под Винницей", — рассказывает художница. Гобелены и ковры в мастерской Левчени ткутся из натуральных материалов. Основа — пеньковая нить из Чернигова, само ковровое полотно — из крашеной шерсти карпатской овцы или растительной пряжи из крапивы. Левченя часто использует оригинальные принты XVIII—XIX веков, отдавая дань традиции, но в первую очередь ее ковры известны современным, ироничным дизайном. Например, один из самых популярных — ковер с астронавтами, вдохновленный деятельностью Илона Маска, в частности запуском ракеты Falcon 9. Этот ковер заслужил признание, став финалистом итальянского конкурса Arte Laguna Prize в 2019 году. Еще один ковер — "Украинский джедаизм" с персонажем из "Звездных войн" Йодой — экспонировался на выставке Révélations в парижском Grand Palais.
Оксана признается: ее мечта — чтобы обычные люди учились ткачеству. И советует всем ехать в Решетиловку — увидеть своими глазами медитативный процесс создания ковра, нитка за ниткой. В своей мастерской Оксана планирует запускать стримы — чтобы ее мастера ткали онлайн. "У нас нет секретов, нет монополистической зацикленности, не мы же придумали это ремесло. Соткать себе ковер может каждый".