Где вакцина и что будет дальше: эпидемиолог отвечает на вопросы о коронавирусе
Эпидемиолог из Австралии Дженнифер Данкомб ответила на ключевые вопросы о коронавирусе и пролила свет на ситуацию, созданную на фоне пандемии.
"На данный момент мы находимся на этапе сдерживания и контроля распространения вируса. Это означает, что мы принимаем меры, чтобы остановить распространение COVID-19 и минимизировать воздействие на здравоохранение, социальные, экономические и политические системы. Как только число людей с COVID-19 уменьшится до достаточно низкого уровня, чтобы вероятность возникновения "горячих точек" в определенных географических районах была мала, мы можем считать, что болезнь ликвидирована. Конечно, нам нужно будет внимательно следить за ситуацией, чтобы избежать вспышек.
Все зависит от того, насколько хорошо соблюдаются такие меры, как физическое дистанцирование, обнаружение и изоляция случаев, карантин близкого круга, который может продолжить распространение вируса. В идеале, нужно уничтожить COVID-19 до наступления холодов. При более прохладной погоде наша иммунная функция будет неоптимальной, циркулирующий грипп и другие заболевания и температура воздуха 4-20°C будут идеальными условиями для выживания вируса.
В 2003 году в Китае ликвидировали тяжелый острый респираторный синдром (SARS) – более смертоносного двоюродного брата COVID-19. С ликвидацией справились достаточно эффективно, потому что общественная и политическая мотивации были очень сильными. Я надеюсь, что мы сможем сделать то же самое. Когда вирус будет уничтожен во всех странах мира, мы сможем сказать, что он уничтожен полностью.
"Я не биолог, но, насколько я понимаю, процесс разработки вакцин невероятно сложен и занимает много времени. Вакцина против COVID-19 может быть готова через пару месяцев или лет, но иногда на производство вакцин уходят целые десятилетия! Например, мы все еще ждем вакцину от SARS, который начался в 2002 году.
Основные этапы разработки вакцины включают в себя следующие этапы:
- Выращивание вируса в лаборатории для тестирования.
- Понимание характеристик и поведения вируса.
- Создание потенциальной вакцины из частей самого вируса.
- Лабораторное подтверждение, что вакцина делает то, что должна (то есть запускает части иммунной системы, не причиняя вред).
- Тестирование вакцины на животных: сначала на маленьких, а потом на больших.
- Тестирование вакцины на людях: сначала на небольших группах, а затем на большей части населения.
- Поиск международных и национальных подтверждений качества вакцины.
- Демонстрация того, что вакцина может быть изготовлена в больших количествах экономически эффективным способом.
- Массовое производство вакцины.
- Распространение информации о применении вакцины среди медицинских работников, органов власти и широкой общественности.
На каждом из этих этапов может возникнуть целый ряд проблем, которые замедляют процесс. Кроме того, возможно, что вирус, который циркулирует в обществе, подвержен мутации, а значит ученым придется начинать весь процесс заново!
Хорошая новость заключается в том, что одной из причин, по которой мы ожидаем, что разработка вакцины от COVID-19 произойдет быстрее, чем обычно, является то, что она тесно связана с другими коронавирусами, как SARS, например, поэтому у нас уже есть некоторое понимание того, как ведет себя вирус. Другим важным фактором является международное сотрудничество, которое происходит. Есть целый ряд лабораторий и академических центров, работающих вместе по всему миру для производства возможных вакцин от COVID-19. Такой совместный подход был ключевым уроком, который мы извлекли во время эпидемии атипичной пневмонии.
Как заявил один исследователь: "...если мы будем работать вместе...мы можем спокойно и уверенно противостоять новым и возникающим угрозам инфекционных заболеваний и преодолевать их. Ни один человек не является островом, и ни одна страна не может в одиночку бороться с глобальной угрозой общественному здравоохранению."
Текст: Alice Birrell
По материалам vogue.com.au