RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Нелегкая промышленность: Татьяна Соловей об этичности модного производства

18 апреля 2020

От вдохновляющих примеров  до шокирующих фактов  – тема этичности модного производства не сходит со страниц медиа.

Коллаж, международная инициатива Fashion Revolution

«На вас работают 23 раба» — получаю результат теста на ресурсе SlaveryFootprint. Тест представляет собой серию вопросов о масштабах приобретения и использования одежды, обуви, гаджетов, а также потребления еды. Ответив на них, можно получить ориентировочное количество «рабов». Я узнала об этом тесте со слов Эмбер Валлетты, недавно назначенной sustainability editor Vogue UK. Семь лет назад модель и активистка запустила онлайн-магазин Master & Muse: продвигала этичные бренды — сейчас проект существует как информационная платформа. В его рамках Валлетта сотрудничала с некоммерческой организацией Made in a Free World, которая ведет просветительскую работу, освещая темы принудительного труда. Запуск их презентационного продукта – онлайн-теста SlaveryFootprint – был приурочен к 149-й годовщине «Прокламации об освобождении рабов» Авраама Линкольна.

От результатов теста мои модные друзья впадают в истерику: 43, 45, 81! В то же время знакомые программисты объясняют, что цифры завышены как минимум в шесть с половиной раз. Как бы там ни было, на уровне первой реакции тест сработал: прошедшие его прониклись острым чувством вины и стремлением менять мир к лучшему. Правда, не совсем понимая как: официально ведь рабства не существует. При этом, по данным Международной организации труда, 40,3 миллиона людей подвергаются принудительному труду — в самых разных сферах, от строительства до производства техники, одежды и обуви.

Весной 2013 года на бангладешской фабрике Rana Plaza, специализировавшейся на пошиве одежды, случилась трагедия, после которой игнорировать вопросы этики модного производства уже невозможно. На фабрике неоднократно фиксировали нарушения условий труда, а 24 апреля произошло обрушение здания, погибли 1134 человека, пострадали 2500. В память об этом событии с 2014 года с подачи международной инициативы Fashion Revolution в соцсетях ежегодно проходит флешмоб, посвященный вопросам этики производства, #whomademyclothes. 24 апреля каждый может сфотографировать бирку любого предмета из своего гардероба и задать этот актуальный вопрос бренду, который на ней обозначен. Украина присоединялась к флешмобу Fashion Revolution в 2016 году.

На правительственных уровнях происходит постепенное признание проблемы. Великобритания приняла в 2015 году закон о современном рабстве, определяющий порядок юридической защиты пострадавших. В 2017-м аналогичный закон под названием Devoir de Vigilance вступил в силу во Франции.

Социолог Оксана Дутчак по запросу некоммерческой организации ССС (Clean Clothes Campaign – «Кампания за чистую одежду»), которая занимается вопросами охраны труда работников легкой промышленности, в 2017 году провела исследование условий работы в швейной и обувной индустрии Украины. Как оказалось, в нашей стране отшивается более двадцати брендов — преимущественно категории масс-маркет, но есть и представители премиального сегмента, — причем около 30 % продукции отправляется в Германию. «Ситуация на украинских фабриках, работающих для западных брендов, может разниться от предприятия к предприятию, но в целом в отрасли наблюдаются те самые проблемы, которые ассоциируются с азиатскими потогонными фабриками. Среди них: низкие (часто очень низкие) зарплаты, работа свыше нормативных 40 часов в неделю, экстремальные температуры в цехах (особенно летом), давление на работников и прямое их запугивание, нарушение законодательства». Более того, по иронии судьбы, говорит исследовательница, самим швеям часто не хватает зарплаты на новую одежду, и многие из них покупают бывшие в употреблении вещи из Европы — возможно, сшитые тут же, в Украине.

«Исключительно на прибыль ориентируются системы, не принимающие во внимание нужды других людей. Производство множества товаров сегодня сопровождается эксплуатацией человеческих или природных ресурсов», — говорит Джулиан Пролман, основавший бренд аксессуаров Ministry of Tomorrow в 2011 году. MOT выпускают базовые сумки, красота которых – в истории их создания. В 2018 году бренд объявил об открытии флагманского производства в пригороде Найроби – Кибере, крупнейших трущобах Кении. Тут закройщики, работающие полный день, получают достойную зарплату (втрое выше минимальной в стране), на выходных для всех желающих устраивают мастер-классы по шитью, в производстве сумок используется веганская кожа из Италии и Японии, а на их подкладке из индийского органического хлопка – маска воина, оммаж племени масаи. За исключением перевозок, в процессе которых атмосферу загрязняют выбросы СО2, каждый этап производства образцово-показателен. Джулиан мечтает масштабировать проект на все трущобы мира и говорит, что принцип «не навреди» не должен восприниматься как сложно реализуемый. О том, как финансово поддержать такую модель, Джулиан умалчивает.

Пока системные изменения не произошли, примеры производств в проблемных регионах, ориентированных на традиционные ремесла, становятся промокампанией этического подхода в моде. Все они объединены историями людей, которым их работа спасает жизнь, и историями о ремеслах, сохраняемых с помощью той же работы. Благодаря программе Ethical Fashion Initiative, связывающей кооперативы в местах социальных бедствий и компании модной индустрии, бренды Vivienne Westwood, Stella McCartney и Marni представляли лимитированные линии аксессуаров, изготовленные в сотрудничестве с мастерами из Буркина-Фасо, Ганы и Кении. Компания Maiyet работает с артизанальными кооперативами Монголии, Индии и Индонезии, а плоды совместного труда реализуют в премиальном ритейле по всему миру. Возможно, и в Украине истории о подобном опыте помогут начать дискуссии о правах работников легкой промышленности.

Текст: Татьяна Соловей

Sustainability ·

Еще в разделе Тенденции

Популярное