Личный опыт: как получить права на управление яхтой
Ирина Лихацкая умеет управлять яхтой. О том, с чего все началось и какие горизонты ей открылись, она рассказала Vogue UA.
Это случилось в наш первый отдых на Мальдивах. Для медового месяца мы выбрали экоотель, где интернет и ТВ можно было найти только в библиотеке, а гостям предписывалось ходить босиком. Времени без гаджетов, кино и сериалов оказалось так много, что мы впервые в жизни поучаствовали во всей отельной программе для гостей. Больше всего нам понравилось смотреть закаты с местной лодки Dhoni, и в мой день рождения мы решили провести в океане весь день. Вышли ранним утром, плыли медленно, – в июле на Мальдивах часто случается небольшой шторм, – я сидела на "носу", качаясь на волнах, и в какую сторону ни повернулась бы, всю бесконечность воды очерчивал бирюзовый горизонт, к которому (или за который) мы, казалось, и направлялись. Необъятное пространство, внезапно исчезающий и так же неожиданно появляющийся ветер, близость воды стали моим определением свободы.
С тех пор подобные ощущения я испытываю всякий раз, оказываясь на большой воде. И не имеет значения, происходит это во Франции, Коста-Рике или Мексике, в Тихом или Индийском океане, на катамаране, яхте или паруснике. Выходя из порта, оказываясь один на один с солнцем, чувствуя ветер, я забываю о заботах и повседневности.
Несмотря на это, мысль о том, чтобы получить права на управление судном, и в голову мне не приходила. Пока как-то за ужином на Лазурном Берегу французский друг не пригласил нас провести выходные в Сен-Тропе. Я удивилась: высокий сезон, туристы, пробки, но друг парировал: "Мы поплывем на яхте: бухты, пляжи, лазурная вода". Воображение нарисовало мне огромную яхту с командой. Реальность оказалась куда интереснее.
Выяснилось, что яхту (или bateau de plaisance) можно взять в аренду. На день для 4‑6 человек достаточно 10-метровой: она легче в управлении. А вести ее сможет наш друг: чуть ли не каждый второй француз, живущий у моря, кроме водительских прав имеет и права на управление яхтой – permis plaisance. В прибрежных городках знакомство с парусной культурой начинается еще в школе – в разную погоду дети выходят в море на маленьких лодочках, гуськом. Повзрослев, многие из них на выходные собираются компанией, арендуют яхту – и отправляются в море.
Я осталась под впечатлением и вскоре записалась на курс занятий в морской школе в порту Болье. Учеба оказалась удовольствием. Мне выдали журнал с экзаменационными вопросами-ответами и код доступа к сайту школы, где можно было тренироваться онлайн (преподаватель следит за подготовкой и, если ошибок много, может перенести экзамен). Были и простые
вопросы: "Одинаковы ли часы приливов и отливов во Франции?" (ответ – "нет"), "Что означает красный флажок на корабле?" (корабль везет опасный груз), и заковыристые. И там оказалось множество тонкостей. Особо опасны спортсмены на водных лыжах и скутерах, несущиеся по известным только им траекториям. Надо сказать, что в море дистанция и скорость чувствуются иначе, чем за рулем, вдобавок надо следить за компасом, чтобы не отклониться от курса.
Я изучала основы морской метеорологии – например, чем отличаются grains (шквалы ветра, смешанного с дождем) от bancs de brume (прослоек плотного тумана). Тренировалась различать световые сигналы маяка и различных судов, разбираться в их видах. Плавсредств, оказывается, – миллион: грузовые, спасательные, буксиры, баржи, военные, технические, рыбацкие и другие; у каждого – свои огни. Мои права разрешают управлять яхтой длиной до 20 м для прогу-
лок и удовольствий, без парусов.
Я научилась готовить яхту к выходу: следить, исправен ли компас, определять уровень топлива, проверять работу электрической сети, GPS и рации, наличие огнетушителя и спасжилетов. Я с облегчением узнала: если яхта поломается, чинить ее самой необязательно: по радио можно вызвать помощь из ближайшего порта. На палубе нужны солнцезащитные средства (я пользуюсь Esthederm) и правильная одежда – удобная, светлая, не жаркая. Многие думают, что мне как "шефу" прогулочной лодки обязательно нужно уметь с ходу читать морские карты. Это не так: есть GPS, да и мои права позволяют выходить в зону не дальше 11 километров от берега.
В день экзамена (он проходил в порту Ниццы) всех вызывали в комнатку по одному, без вещей. На экране высвечивались вопросы, и на специальном устройстве нужно было выбрать правильный вариант. Через полчаса уже были известны результаты – экзамен я сдала. В этом году с особым нетерпением жду отпуска: впереди – соленый ветер, ощущение свободы, когда ты с морем один на один, и самые красивые пляжи, к которым почти невозможно добраться с суши.
Читайте также: