search Created with Sketch.
Suzy Menkes Международный редактор VOGUE
РУС ENG

Глазами женщины

17 ноября 2014

Ребенок, ступающий по деревянному полу, женщина с улыбкой ангела под водопадом длинных волос и грациозная девушка на каменной скамье в саду, одетая в платье, струящееся, как вода. Это лишь три фотографии, сделанные Робертом Мапплтропом в стилистике безмятежной нежности.

Объятия, 1982. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 50.8 x 40.6 cm (20 x 16 in) RMP 1258 © Robert Mapplethorpe Foundation. Используется с разрешения Galerie Thaddaeus Ropac (Париж–Зальцбург)
Объятия, 1982. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 50.8 x 40.6 cm (20 x 16 in) RMP 1258 © Robert Mapplethorpe Foundation. Используется с разрешения Galerie Thaddaeus Ropac (Париж–Зальцбург)
Линдси Ки, 1985. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 50.8 x 40.6 cm (20 x 16 in) RMP 1350 © Robert Mapplethorpe Foundation. Используется с разрешения Galerie Thaddaeus Ropac (Париж–Зальцбург)
Линдси Ки, 1985. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 50.8 x 40.6 cm (20 x 16 in) RMP 1350 © Robert Mapplethorpe Foundation. Используется с разрешения Galerie Thaddaeus Ropac (Париж–Зальцбург)

Работы Мапплтропа – мастера жестко сексуальной (и гомосексуальной) эстетики – очень мощные, однако производят гнетущее впечатление, особенно на женщин.

Но именно женщина – французская актриса Изабель Юппер – выбрала эти нехарактерные фотографии для галереи Thaddaeus Ropac. Современная арт-галерея  была впервые представлена на фотоярмарке Paris Photo, однако на ежегодной французской выставке фотографии в Paris Grand Palais, проходящей до 16 ноября, ей принадлежала доминирующая роль.

Выбор Изабель Юппер кажется еще более поразительным, если учесть сильный характер и ярко выраженный феминизм актрисы. Кажется, будто она открыла новую, до сих пор неизвестную нежную грань Mапплтропа.

"Он был брутален, но я думаю о нем как о поэте", – сказала Юппер на приеме в ее честь в парижском Maxim’s. Французская кинозвезда, чье выразительное лицо снимали многие фотографы, сказала что открыла для себя глубину работ Мапплтропа только во время фотосессии в Cartier Foundation в Париже. Позже, подбирая его работы для проекта, она обнаружила снимки детей, животных, абстрактные пейзажи и портреты, на которых и остановила свой выбор.  

Выставка – часть политики фонда Мапплтропа, заключающейся в привлечении различных взглядов на его творчество. Взгляд Юппер не устранил сексуальность полностью, но ее было намного меньше, чем ожидалось.

"Это более мягкая сторона Мапплтропа, так как для Изабель фотографии схожи со стихами", – сказал Ропак. "Большую известность получили жесткие работы Мапплтропа с сексуализированным видением, но чувственность и чувственность также представлены в его творечстве".

Я бы не стала изображать из себя фотокритика, но это открытие на Paris Photo заставило меня задуматься о женщинах – и о том, как их изображают фотографы-мужчины, и о том, как фотографируют они сами.

Меня поразила утонченная грация фигур в туманных, исчезающих ландшафтах датского фотографа Астрид Крусе Йенсен в Martin Asbæk Gallery. В новой книге фотографа Beauty Will Always Be Disturbed она рассказала о том, что для получения зеленоватого эффекта она использует просроченную пленку Polaroid.

Кэрол Овербай, 1979. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 40.6 x 50.8 cm (16 x 20 in) RMP 1282
Кэрол Овербай, 1979. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 40.6 x 50.8 cm (16 x 20 in) RMP 1282
Кэрол Овербай, 1979. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 40.6 x 50.8 cm (16 x 20 in) RMP 1281
Кэрол Овербай, 1979. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 40.6 x 50.8 cm (16 x 20 in) RMP 1281
Джулиан Энсон, 1979. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 40.6 x 50.8 cm (16 x 20 in) RMP 1275
Джулиан Энсон, 1979. Фото Роберта Мапплторпа. Серебряно-желатиновая печать, 40.6 x 50.8 cm (16 x 20 in) RMP 1275

На другом полюсе – красочная жесткость фигур в транс-сексуальных клубах Стамбула, которая выглядит убедительно, хотя, возможно, и несколько неожиданно в исполнении фотографа-женщины. Представление городского чрева Шукраль Мораль в стамбульской Galeri Zilberman разрушало привычные турцкие клише вроде минаретов и башен. 

Диаметрально противоположное настроение – у работ, изображающих пожилых филлипинок с многочисленными татуировками.  Серия цифровых черно-белых принтов Джейка Версоза, "Последние татуированные женщины Калинги", представленная в Silverlens, показала женщин, чья кожа от обильного тату выглядела как ажурный свитер.

После большого количества снимков женщин ню (на мой вкус, слишком большого), я мысленно вернулась к модной фотографии, где одежда, прически и макияж выступают как оружие. Я думаю о знаменитом двойном портрете Джеки и Джоан Коллинс, сделанном Энни Лейбовиц в Лос-Анджелесе в 1987 – и значении этого культового десятилетия для моде.

Но самым большим сюрпризом в моей экскурсии по Paris Photo стала лестница из кованого железа к кованому куполу, где я нашла тайник индийских фотографий с 1869 по 1910 от Alkazi Foundation for the Arts in New Delhi. Куратор Рахааб Аллана, при поддержке JP Morgan, выбрал из собрания музея 90 тыс. фото, и эта индийская выставка открыла для меня с новый жанр: фотография, написанная маслом.

Используя масляную краску поверх желатинового серебряного принта, фотографы – зачастую неизвестные, создавали гибрид фотографии и картины. В этой коллекции среди множества грандиозных махарадж мне запомнился портрет принцессы Бхопала Абиды-Султан: снимок ее лица окружает водопад украшений на головном уборе, нарисованном акварелью. Эта работа примечательна еще тем, что благодаря платиновой фотопечати автору удалось передать характер и стойкость молодой аристократки.

PARIS PHOTO проходит в Grand Palais в Париже с 12 до 16 ноября, 2014, www.parisphoto.com/paris

ФОТО: Фонд Robert Mapplethorpe. Используется с разрешения Galerie Thaddaeus Ropac (Париж–Зальцбург)

выставка · Сьюзи Менкес ·