Хочешь узнать человека, посмотри, как он ест. Умение красиво принимать пищу напрямую зависит от воспитания и шлифуется годами ежедневных тренировок. Как сидеть за столом, не нарушая нормы этикета, рассказывает Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению.
Выделять личные предпочтения это faux pas. Кроме того, диеты, секты и убеждения, также как и религии – темы отнюдь не светские. И тем более не застольные! Люди с реальными медицинскими показаниями уживаются с ними и сообщают о них умело и дискретно. Все остальное, из категории действий для привлечения внимания. Как правило, убежденных сторонников ЗОЖ или модных течений знают, и хозяева или принимающая сторона всегда побеспокоятся o них, убежденных последователей теорий. Любое умело составленное меню дает выбор приверженцам всех диет и модных течений. Как и конфессий.
Нет, как и неприлично говорить о результатах медицинских анализов. Французы, кстати, традиционно не имели детского меню. Дети вольны пробовать все. С самого раннего возраста. Развивая вкусовую палитру, и словарный запас.
Не принято заказывать ничего вне меню. Это раздражает и поваров, и рестораторов и даже гостеприимных хозяев. И даже гостей, сидящих отдельно. Всегда можно выбрать и заказать наиболее оптимальный вариант. Съешьте то, что приемлемо. Обязательно обозначайте приборами, что вы закончили есть и не забудьте поблагодарить. Официант или хозяйка поймут без лишних вопросов. Без слов. По вашему взгляду. Примите бокал. Пригубите. Поблагодарите. Не хотите, не пейте. Вам не будут подливать. Большая ошибка и неудобство для обеих сторон просить то, чего нет на столе, в домашнем баре, в бюджете или в культуре страны.
Приборами оказывается есть легко. Сложнее палочками. А всего сложнее – руками. Лобстеры: частично руками, можно и модно в перчатках, частично щипцами и вилкой. Пицца с тяжелой начинкой – всегда приборами. Сухую и поджаристую – можно и руками. Пасту же никогда ложкой и вилкой. Мясо с помощью приборов и не отрезайте кусок больше, чем на два укуса.
Все зависит от ситуации. Показать навыки инсайдера – приятно и принято. Правила ведь именно для того, чтобы их нарушать и говорить об этом. Это так же, как итальянцы никогда не пьют капуччино после обеда. И уж точно кофе не подают до еды или к еде. Знание традиций, умение общаться, ухаживать за соседями по столу – дар или постановочный процесс. Ведь слово "компания" происходит от французского "le pain". Нельзя назвать компаньоном человека, с которым не сидел за одним столом. Не делил, не делился, не передавал, не расспрашивал.
Ответ может быть длинным и потребовать схем и вариантов рассадки. Ведь стол до 12 человек подразумевает возможность общаться через стол и с каждым из гостей. А вот если за столом гостей больше, то общение подчеркнуто с соседями слева и справа. И как правило в Европе муж и жену рассаживают в разные части стола. Для возможности общения и светских упражнений. В противном случает можно остаться ужинать наедине, дома.
Как и в случае любого правила этикета: все зависит от ситуации. В частном доме: поднять и обозначить факт того, что прибор упал. При этом извиниться. В ресторане всегда есть шанс, что персонал заметит поднимет и заменит приборы. Но изгибать при этом позвоночник или хмурить брови – отнюдь не обязательно.
Нет. Нет. И нет.
Объявлять причину выхода из-за стола не принято. "Позвольте, я скоро вернусь", этого вполне достаточно. Хотя, положенная на стул или диван салфетка уже является сигналом того, что вы выходите и вернетесь. Положенная же на стол, рядом с тарелкой салфетка говорит о том, что гость закончил еду и за стол не вернется. Без слов. И речь, конечно, о салфетках полотняных.
Всегда за спину. Так ведь удобно. Ведь принято занимать 3/4 сидения стула. Если же сумочка ценная и дорогая, в прямом и переносном смысле слова, то на колени, под салфетку. Разумеется, полотняную!
Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению – @tatyanapolyakova_etiquette.
Читайте также: