Журнал Vogue UA при поддержкеSymbolвыпустил книгу Ukrainian Women in Vogue. Она посвящена украинским героиням, которые появлялись на страницах нашего журнала. Модели и художницы, писательницы и спортсменки, музыканты и дизайнеры, балерины и основательницы благотворительных фондов. Каждая из них – сильная личность, которая имеет свой стиль, вдохновляет собственным примером и достойно представляет Украину на международной арене. В специальных интервью для vogue.ua героини размышляют о балансе между карьерой и семьей, публичности и счастье. На этот раз читайте интервью с художницей Марией Куликовской.
Как вы считаете, балансировать между карьерой и личной жизнью сегодня сложнее, чем раньше, или в наше время успевать все — проще простого?
Мне сложно судить, как было раньше, ведь я живу сейчас. Но одно могу сказать точно, что сейчас, как и раньше, женщина так же много работает, и на ее плечах лежит все так же уход за домом, детьми, семьей, родителями. Но сейчас у многих женщин (все еще не во всех странах мира) есть выбор, больше признания, и все чаще и больше мужчин с удовольствием разделяют с женщинами все эти бытовые заботы, а также начинают делиться признанием и привилегиями. Все больше стран перенимают скандинавскую модель ведения общего быта и воспитания детей: например, довольно много работающих мужчин берут половину декретного срока на себя, тем самым помогают женщине не выпадать из собственной карьеры. Все больше мужчин разделяют идеи феминизма и активно их поддерживают, понимая, что им тоже будет легче жить вне патриархата. Однако нужно не забывать, что классовое неравенство все еще не побороли. Также не стоит забывать о войнах, конфликтах, и как следствие – закрытых границах, которых так много на нашей планете. И вы думаете, что больше всего страдают мужчины на территориях, охваченных конфликтом и войнами? На самом деле по всем статистикам, именно женщины и их дети являются самыми первыми жертвами конфликтных действий. И именно они пытаются бежать в поисках мира и сохранения жизни своих детей.
Требование "быть лучшей во всем", которое общество выдвигает к современной женщине, мешает вам жить собственной жизнью или, наоборот, побуждает стремиться к новым успехам?
Быть лучшей в моей профессии, в том что я делаю, меня побуждает не общество, а я сама, и это так с самого начала моей жизни. Я выросла на краю мира, среди древнейших руин цивилизации. И там не было никому дела до того, лучшая ты или последняя – в тот период времени (конец 90-х начало 2000-х) все взрослые вокруг были в глубочайшей апатии и непонимании, как жить дальше, что делать со своей жизнью, все вокруг вдруг оказались на дне. И именно благодаря увлекательному миру искусства и тысячелетним руинам вокруг я поняла главную истину – не важно, как ты падаешь, главное, как ты поднимаешься, с достоинством ли, и что ты несешь в этот мир. Я смотрела на останки древних цивилизаций и вдохновлялась изысканностью, простотой, аскетичностью и глубиной философии древнейшей архитектуры, которая на протяжении трех тысяч лет укрывала людей от войн и ужасов, наполняя их сердца надеждой на лучшее завтра. Я перелистывала страницы книг с репродукциями шедевров мирового наследия культуры и искусства и вдохновлялась все более усерднее учиться, чтобы создавать...
Насколько сложно быть публичной личностью – и как вы с этим справляетесь?
Я немного отстранилась от публичных громких высказываний и заявлений, потому что очень боюсь за жизнь и здоровье своих близких людей на оккупированных территориях. Однако последнее время именно мои рисунки и скульптуры стали своеобразным метафоричным шифром и посланием о боли и несогласии с политической и социальной несправедливостью вокруг. А еще я и мой муж-возлюбленный-соратник и муза в одном лице строим нашу собственную первую галерею-убежище "Гараж33", которая станет свободной публичной платформой для высказывания искусства из "конфликта". Вот как только у нас будет собственная галерея-убежище, то мой острый и безжалостно-критичный голос вновь зазвенит в публичном пространстве.
Как вы выкраиваете время лично для себя и чему его посвящаете?
Вообще, быть художником/цей/ – это значит обречь себя на одиночество. Но если вы решили быть такой гибридной художницей, как я, – что значит работать с различными медиумами, такими как акционизм, видеоперформанс, скульптура, рисунок и даже архитектура, то есть, по сути стать именно арт-директором собственной же художественной студии, – то нужно уметь делать все и на самом лучшем уровне. Ах да, еще нужно находить время на компромиссы и силы на постоянное отстаивание и доказывание своих идей, нужно постоянно учиться слушать и принимать новаторские, а иногда и сумасбродные идеи вашей команды и, конечно же, не обанкротиться от всего этого. Так что для меня моменты, когда я рисую акварели, разрабатываю идеи перформансов, придумываю конструкции будущих скульптур и архитектуры – и есть время наедине глубоко с собой.
Какие слагаемые составляют ваше счастье и есть ли что-то, чего не хватает для его полноты?
Я не терплю никаких границ, давления и не принимаю никаких авторитетов, кроме тех, которые выбрала, исходя из собственной системы ценностей. Если попытаться на меня надавить, я начну бунт (смеется). А еще не терплю беспринципность, двуличность и предательство. И теперь, когда я научилась распознавать эти неприемлемые для меня вещи, я чувствую себя гораздо счастливее.
Конечно, я не стану исключением: для меня, как и для всех людей, мое собственное здоровье, как и здоровье и жизнь родных, – самое важное и ценное. Я счастлива, что в моей жизни, как личной, так и профессиональной, есть мой возлюбленный, партнер и муж – Олег Винниченко. Я счастлива преподавать, мне искренне это нравится, и благодарные лица слушателей искренне наполняют меня счастьем. Для полного счастья мне не хватает: большей осознанности общества в экологических вопросах; упразднения границ на нашей планете; прекращения войн; полного поражения патриархата; упразднения всех миграционных служб и власти; возможности вернуться домой.
С кем из женщин – современниц или исторических персонажей – вы хотели бы поговорить по душам? И о чем бы был этот разговор?
Мне было бы интересно пообщаться с Луиз Буржуа. Я бы у нее спросила о материнстве: насколько это было тяжело – оставаться искренней для всего мира художницей на протяжении всего чудовищного ХХ века, при этом быть любящей матерью троих детей.