Одна писательница поделилась личной историей о жизни с дерматилломанией – хроническом заболевании, при котором люди навязчиво ковыряют свою кожу, – и о том, как она научилась справляться с недугом в периоды эмоционального стресса.
Навязчивое желание есть всегда: с острыми, обкусанными ногтями мои пальцы живут своей жизнью. Они глубоко впиваются в мою кожу, чешут воспаления, сдирают корочку с порезов, ковыряют прыщи, укусы насекомых и так далее. Моя ярко-красная кожа умоляет меня остановиться. Но я не могу. Даже если из ран течет кровь, есть инфекция или шрамы, я не могу перестать царапать кожу. Поверьте, я пробовала. А с продолжающейся пандемией побуждение ковырять только усилилось.
Дерматилломания – это хроническое заболевание, от которого страдает 1,4 процента населения. Помимо дискомфорта из-за постоянных прикосновений к коже, дерматилломания может стать следствием других проблем, поскольку ковыряния ранят кожу, что в некоторых случаях приводит к серьезным инфекциям, иногда такой степени, что пациент вынужден принимать антибиотики. На коже могут оставаться шрамы, с которыми можно справиться только посредством профессионального лечения – лазерная шлифовка кожи в том числе. При этом некоторые шрамы могут не исчезнуть даже после лечения. Мне потребовалось много времени, чтобы принять свои шрамы.
Компульсивное сдирание кожи в любой момент в детстве, в подростковый период и даже во взрослом возрасте. Это редко бывает единичным явлением. По словам дерматолога доктора Джошуа Цайхнера, это расстройство часто встречается среди людей с акне, когда пациенты сдирают высыпания или кожу, заживающую после предыдущих прыщей. Также обычно такая привычка связана с другими психологическими расстройствами, такими как беспокойство, когда навязчивое повторяющееся поведение приносит временное облегчение.
Иногда люди ковыряют кожу даже когда на ней нет высыпаний или прыщей. "Пациенты могут чесать участок кожи, где они чувствуют зуд или испытывают ощущение, будто по коже ползают насекомые", – рассказывает доктор Цайхнер Vogue. "Часто пациенты искренне верят, что по ним действительно ползают насекомые и нужно от них избавиться. И непонятно, действительно ли на коже есть микроорганизмы, или мозг интерпретирует нервное возбуждение как ощущение ползающих по коже мурашек".
В некотором смысле навязчивое раздирание кожи похоже на обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). "Оба расстройства связаны с повторяющимся поведением в ответ на тревожные и навязчивые мысли", – говорит психолог доктор Ребекка Синклер из центра психического здоровья Brooklyn Minds в Нью-Йорке. "Для некоторых сдирание кожи может быть ритуалом в рамках ОКР, но мы классифицируем это только в том случае, если такое поведение является реакцией на мысль, не имеющую отношения к сдиранию кожи".
Например, если кто-то дерет свою кожу, чтобы облегчить свои страдания из-за беспокойства, что с любимым человеком может произойти что-то ужасное, если он этого не сделает, – это ОКР. Но когда есть необходимость именно трогать свою кожу – это дерматилломания.
Я не помню себя не сдирающей кожу. Как только я немного осознала свое тело в детстве, я начала его ковырять. Взрослые говорили: "Не нужно сдирать корки, от них останутся шрамы". Но никто не сказал мне, как остановиться. Никто не задумывался, почему я не могу остановиться.
"Навязчивое желание содрать кожу может быть не только сильным, но и крайне неприятным", – говорит доктор Синклер. "Может быть ощущение, как будто организм сигнализирует, что эта корка, прыщ или рана "неправильные", и появляются мысли, что нужно срочно от этого избавиться. И эти позывы могут быть довольно убедительными".
Иногда я осознаю свое поведение. Я смотрю на свою кожу, замечаю что-то не на своем месте и поэтому ковыряю ее, чтобы это "исправить". Иногда этот позыв настолько отвлекает, что влияет на мою способность концентрироваться или даже расслабляться и засыпать. Но в других случаях я не осознаю, что делаю это. Мое сознание где-то блуждает. Я не останавливаюсь, пока не почувствую боль. Вдобавок к этому есть стигма, сопровождающая ковыряние кожи. Мне часто стыдно за эту привычку и за то, что я не могу остановиться.
"Хотя 1 из 20 человек может страдать от повторяющегося поведения, сфокусированного на теле, сдирание кожи и выдергивание волос менее понятны и часто подвергаются стигматизации, и это может повлиять на то, как человек физически представляет себя миру", – говорит доктор Синклер. По ее словам, чувство стыда может привести к более длительному и негативному влиянию на настроение, беспокойство и депрессию.
Компульсивное поведение, как дерматилломания, может ухудшаться во время эмоционального стресса. Так что многим из нас пандемия принесла серьезный ущерб. Доктор Синклер и доктор Цайхнер причисляют скуку, слишком большое количество времени дома, бездумное времяпрепровождение перед экраном, повышенный уровень беспокойства о состоянии мира и отсутствие адекватных способов снятия стресса основными причинами навязчивого компульсивного поведения из-за Covid-19.
По словам доктора Синклер, именно в таких ситуациях создание и соблюдение рутины по уходу за кожей может быть особенно полезным. Это также означает, что не следует осматривать кожу в зеркале ванной комнаты между процедурами и нужно сознательно отказаться от увеличительного зеркала, чтобы не находить несовершенства.
"Не ходите в ванную комнату ночью. Люди часто ковыряют кожу на лице, и сильно ее травмируют, когда устают", – говорит доктор Цайхнер. Он также рекомендует устанавливать на телефоне будильник, чтобы ограничить таким образом время, в течение которого вы смотрите на себя в зеркало перед сном.
Кроме того, может помочь густой лосьон для рук и коротко подпиленные ногти или наоборот более длинные ногти, потому что так будет сложно захватить что-то на коже. Выбросив инструмент, вроде пинцета, вы также можете избавиться от искушения что-нибудь содрать. Если ваша проблема – прыщи, доктор Цайхнер рекомендует точеные средства и патчи от прыщей.
Еще вы можете отслеживать позывы что-нибудь содрать: где вы находитесь, какие инструменты используете, о чем вы думали до и после процесса сдирания, а также какие эмоции испытываете и что послужило толчком для ковыряния. "Понимание причин и переменных помогает понять, что делать дальше и увеличивает осознанность вокруг привычки", – говорит доктор Синклер.
Такие барьеры, как пластыри и защитная одежда, могут помочь вам остановиться перед решением сдирать кожу, подумать об этом немного дольше и, возможно, заменить это другим занятием. "Делайте тканевую маску для лица, когда испытываете стресс по поводу написания электронных писем, – советует доктор Синклер. – Всегда имейте под рукой игрушку, которую приятно мять в руках".
Хотя все эти инструменты могут быть полезны – и они действительно помогли мне, – важно знать, когда обращаться за профессиональной помощью. "Если вы сдираете кожу, а процесс ковыряния или оставленные следы мешают вашей повседневной жизни, важно обратиться за помощью к терапевту", – объясняет доктор Синклер.
"Хорошая новость заключается в том, что у нас есть отличные научно обоснованные методы лечения этого состояния, которые, как правило, очень эффективны и краткосрочны. Это не лечение "в кровати", где вы лежите годами. Лечение обычно основано направлено на переобучение вашего мозга и поведенческих реакций на обращение с привычками и их отслеживание".
Несмотря на стигму и стыд, нам нужно говорить о хроническом побуждении сдирать кожу. Будь то члены семьи, учителя, друзья, врачи первичной помощи, психиатры или даже сети поддержки, такие как Picking Me Foundation или группы поддержки в Facebook и Reddit. Сдирание кожи может быть очень изолирующим расстройством, но важно понимать, что вы не одиноки и помощь совсем рядом.
Текст: Sara Radin