13 января стали известны номинанты премии "Оскар – 2020". Список имен демонстрирует, что нешуточная борьба развернется не только в ключевых категориях вроде "Лучший фильм" или "Лучшая актриса", но и в более нишевых. Одной из самых интересных выглядит номинация за лучший дизайн костюмов.
Главным художником по костюмам детективной истории от Квентина Тарантино "Однажды в Голливуде" стала Арианна Филлипс, которая в разное время работала с Мадонной, Джастином Тимберлейком и Ленни Кравитцом. "Однажды в Голливуде" – это фильм, пропитанный солнцем и расслабленной атмосферой конца 1960-х годов в Калифорнии.
Его главные герои, которых сыграли Леонардо ди Каприо и Брэд Питт, любят подчеркнуто американский стиль – носят узкие кожаные куртки и потертые джинсовки, очки-авиаторы и гавайские сорочки, надетые в паре с простыми хлопковыми футболками. По словам Филлипс, Квентин Тарантино очень четко прописал всех персонажей, в том числе их внешний вид, а во время подготовки костюмеры пересмотрели немало оригинальных фильмов того времени, поэтому легко уловили дух эпохи. Часть вещей была взята в ателье напрокат, а часть изготовили специально для фильма, в том числе и из архивных тканей. "Нам было важно найти винтажную одежду, чтобы зрители могли почувствовать эту ткань, настоящую ткань 1960-х", – вспоминает костюмер.
Отдельным большим куском ее работы стало создание образов для Марго Робби, которая сыграла роль актрисы Шерон Тейт. В работе помогли многочисленные фотографии Тейт времен 1960-х, а также ее сестра Дебра. Она была консультантом фильма и даже одолжила его создателям несколько личных вещей Шерон – кольцо и серьги.
Подробнее о процессе создания костюмов к фильму читайте в интервью Арианны Филлипс.
"Маленькие женщины" – это киноадаптация одноименного романа, рассказывающего о жизни четырех сестер Марч — Мег (Эмма Уотсон), Джо (Сирша Ронан), Эми (Флоренс Пью) и Бет (Элайза Сканлен) — во времена Гражданской войны в США в 1860-х годах. Над образами героинь работала Жаклин Дюрран, известная созданием костюмов для таких исторических драм, как "Гордость и предубеждение" и "Искупление".
Образы для главных героинь Дюрран разрабатывала, опираясь на характер каждой из девушек, описанный в книге, и на редкие фотографии тех времен. Например, Джо – писательница и нонконформистка, поэтому ее костюм не включал корсет, ей нужно было чувствовать себя максимально свободно и раскованно. Эми, наоборот, придает своим нарядам большое значение, и эту особенность художник по костюмам подчеркивает в деталях. Кстати, для каждой из сестер Дюрран выбрала собственную цветовую гамму: для Мег – это зеленый и лавандовый, у Бет — коричневый и розовый, у Эми — голубой, у Джо — красный и индиго. Цвета выбраны из записных книжек, которые Марми (в исполнении Лоры Дерн) дает девочкам в книге.
Подробнее о создании костюмов к фильму читайте в интервью Жаклин Дюрран.
Актеру Хоакину Фениксу пророчат премию "Оскар" за перевоплощение в Джокера, и немаловажную роль в создании этого яркого образа, естественно, сыграли костюмы. Ради Джокера актер похудел на 25 килограммов, так как режиссер Тодд Бриджес хотел видеть на экране "изможденного и голодного, как волк, персонажа". Художник по костюмам Марк Бриджес рассказывает, что первые наработки и примерки они начали делать еще за полгода до старта съемок. Ему было важно скрыть некоторые особенности телосложения Феникса и его удивление было просто огромным, когда на площадку Джокер пришел заметно похудевшим.
Действие ленты происходит в начале 1980-х годов, поэтому Бриджес использовал соответствующую гамму оттенков – рыжий, темно-синий, хаки, коричневый и бордовый. "Придерживаясь этой палитры, вы автоматически привносите в фильм атмосферу 1980-х, потому что это совсем не то, что продается в магазинах сейчас", – рассказывал художник в одном из интервью.
Самым большим вызовом для него стала работа над тем самым костюмом Джокера. В сценарии он описан словами "ржавый костюм, который был у Артура уже много лет", но Бриджес хотел подчеркнуть всю важность этой вещи для главного героя, преображение, которое происходит с героем благодаря ему. "Он перестает быть аутсайдером, он ходит высоко, держит спину ровно. Он уверен. До этого, похоже, он был просто оболочкой себя".
Подробнее о съемках "Джокера" читайте здесь.
"Ирландец" – взгляд Мартина Скорсезе на тему гангстеров, которая красной нитью проходит сквозь весь ХХ век. Действие фильма, главную роль в котором сыграли Роберт де Ниро и Аль Пачино, начинается еще в 1950-х, когда главный герой только входит в мир мафиози и клановых разборок. Для такой масштабной работы режиссер позвал трижды оскароносную художницу по костюмам Сэнди Пауэлл, которая в свою очередь привлекла еще и Кристофера Петерсона – специалиста именно в работе над мужскими образами.
"Чаще всего зрители отличают одну эпоху от другой на экране с помощью женских образов, их причесок и макияжа, но в этой ленте их не так много, поэтому нам было важно с помощью деталей мужского костюма подчеркнуть то или иное время – мы играли с формой галстуков и шириной воротников, – рассказывает Сэнди Пауэлл. – Кристофер очень дотошный в этом плане. Если у него на выбор было бы 5000 костюмов, он пересмотрел бы их все".
Хоть женских персонажей в фильме было и немного, выглядели они колоритно. Художники по костюмам выбрали для них адаптированную версию в стиле Emilio Pucci: они носили костюмы-двойки жизнерадостных оттенков, дополнительно украшенные принтами. Силуэты нередко выбирали струящиеся, но при этом подчеркивали характер с помощью заметных украшений.
Образ главного героя фильма для Пауэлл и Петерсона тоже таил немало вызовов. Прежде всего, 70-летнему Роберту де Ниро нужно было играть себя 30-летнего и соответственно двигаться. "Нас спасло то, что в 1950-х годах стиль молодых людей не сильно отличался от стиля старшего поколения, все равно парни носили костюмы, – объясняют художники по костюмам. – Мы много времени проводили на съемочной площадке, чтобы следить за этим. С нами также работал тренер, который контролировал осанку и движения. Зрелым актерам нужно было держать спину как в молодости, легко дышать и выглядеть соответствующе времени". Для этих съемок была использована инновационная VFX-камера, но Пауэлл также прибегла к нескольким хитростям – угловатой форме костюмов, позволяющей скрыть лишний вес, и привлекающим взгляд деталям. Всего для де Ниро подготовили около 100 костюмов, каждый из которых подчеркивал изменения в его положении и статус. Таким стал и финальный образ в спортивных штанах, в котором 80-летний Фрэнк Ширан рассказывает о своей насыщенной жизни. Петерсон называет его своим самым любимым.
"Кролик Джоджо" – сатирическая история о 10-летнем мальчике Йоханнесе (или Джоджо) и его воображаемом друге Адольфе Гитлере, а создать костюмы для этой трагикомедии режиссер Тайка Вайтити доверил Майес С. Рубео, доказавшей свое умение работать со сложными задачами в "Аватаре" и "Торе: Рагнареке".
"Нам было важно показать военное время глазами ребенка, чтобы это было достаточно неожиданно, но при этом давало четкое понимание эпохи, – рассказывает Рубео. – Например, для Гитлера мы взяли его классическую форму, но сшили ее в более теплом оттенке, чем он носил в реальной жизни. У Джоджо также была своя форма, ведь он был эдаким маленьким полицейским в собственном доме. Здесь нам помогли оригинальные костюмы детей того времени, которые были найдены в Берлине".
Особым удовольствием для Рубео было работать над образом Рози Бецлер, мамы Джоджо, которую сыграла актриса Скарлетт Йоханссон. Для нее был выбран подчеркнуто шикарный образ, в котором нашлось место и замысловатым шляпам, и эффектным солнцезащитным очкам, и нескучной палитре. "В военное время женщины хотели одеваться подчеркнуто модно, выглядеть лучше, чем обстояли их дела. Мне хотелось показать зрителю, что до войны наша Рози вполне могла быть подругой Эльзы Скьяпарелли, которая создавала для нее что-то нескучное и даже провокационное, а ее самостоятельность и современность мы подчеркнули с помощью брюк. Также в образе Рози огромное значение играет цвет – с его помощью мы подчеркиваем доброту ее сердца, ведь спрятать в нацистской Германии еврейскую девочку – это подвиг".