С 24 по 30 октября в Киеве покажут хиты Канн, Венеции и ретроспективу голливудской киноклассики: в городе пройдет фестиваль "Киевская неделя критики". Vogue.ua выбрал 7 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить.
"Маяк" – триумфатор нынешнего Каннского кинофестиваля, и точно один из самых красивых и одновременно жутких фильмов года. Картину показали в программе "Двухнедельник режиссеров", и она поразила зрителей не только эстетикой, но и игрой Уиллема Дефо, которая заслуживает "Оскара". В центре сюжета этого черно-белого фильма – отношения старого смотрителя маяка (Уиллем Дефо) и его нового помощника (Роберт Паттинсон). Начинаясь с неприятия, их общение перерастает в дружбу, а после в ненависть. "Маяк" – жемчужина авторского кино 2019 года, – говорит кинокритик и один из организаторов фестиваля Дарбя Бадьер. – Как по форме (пленка, антикварные камеры, академический формат, язык, на котором говорят герои), так и по содержанию. "Маяк" можно считать как кино о конфликте поколений, как сказку о споре новых и старых богов, или как комментарий об опасностях просвещения". Одну из главных ролей в ленте сыграла украинка Валерия Караман.
Франко-сенегальская режиссер Мати Диоп в этом году была номинирована на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, и стала первой темнокожей женщиной в этой номинации, а в итоге Мати получила в Каннах Гран-при. Диоп – яркая дебютантка: ее "Атлантика" – романтическая история о любви двух беженцев-сенегальцев и одновременно история женщины, чей голос имеет силу. Сюжет у фильма почти мистический. Над пригородом Дакара возвышается почти достроенная футуристическая башня под названием "Атлантика". 17-летняя Ада влюблена в Сулеймана, молодого строителя. Но она была обещана другому мужчине. Однажды ночью Сулейман и его коллеги покидают страну морем в надежде на лучшее будущее. Несколько дней спустя пожар ломает свадебные планы Ады, и начинается распространяться таинственная лихорадка. Девушка даже и не догадывается, что ее любимый вернулся.
Фильм французского режиссера Бертрана Бонелло ("Ив Сен-Лоран") рассказывает историю гаитянки Мелиссы, внучки самого известного зомби в мире Клервиуса Нарцисса, которая попадает в элитную школу для девочек и, чтобы влиться в тайный орден, делится историей своего дедушки. Одноклассница Мелиссы обращается к ее тете – гаитянской колдунье, чтобы ты помогла ей пережить расставание с бойфрендом. "Зомби уже давно стали частью современной поп-культуры, а фильм Бертрана Бонелло – довольно необычная попытка исследования этого феномена через возвращение к его истокам, из-за очередного исследования колониальных вопросов, даже сегодня не теряют своей актуальности", – говорит куратор фестиваля Станислав Битюцкий.
Рой Андерссон – самый знаменитый шведский режиссер, обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля за фильм "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни" в 2014. Его новая картина "О бесконечности" – философская драма: размышления о человеческой жизни во всей его красоте и жестокости, великолепии и банальности. Это бессюжетное кино, тем не менее, здесь есть два персонажа, который проходят через весь фильм – рассказчица Шехерезада, за которой следует зритель, и священник, который разочаровался в вере.
Без преувеличения, "Додому" – один из самых ожидаемых украинских фильмов года. Это полнометражный дебют 26-летнего режиссера из Крыма Наримана Алиева, о котором уже говорят: фильм вошел в программу "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, а в июле "Додому" получил гран-при Одесского кинофестиваля, а теперь, возможно, будет номинантом на "Оскар" от Украины. Фильм рассказывает историю крымского татарина Мустафы и его сыновей, уехавших после аннексии Крыма в Киев. Главную роль Мустафы сыграл Ахтем Сейтаблаев (интервью с актером читайте по ссылке), актер и режиссер нашумевшей картины "Киборги".
"Мої думки тихі" режиссера Антонио Лукича – еще одна громкая украинская премьера. В этом году фильм получил специальную награду от жюри на кинофестивале в Карловых Варах. Главный персонаж фильма – молодой режиссер Вадим: из-за непризнания на родине он хочет уехать в Канаду, но перед отъездом решает записать голоса редких закарпатских птиц. "Абсурдистская трагикомедия, еще один полнометражный дебют, – говорит критик Дарья Бадьер. – Молодой звукорежиссер находит себе фриланс – канадская компания заказывает ему сделать запись звуков украинских животных. Особенно ценным будет, если Вадим запишет голос дикой кряквы – редкой птицы, которая живет на Закарпатье. Если бы эта птица существовала в реальности, то стала бы тотемным животным для всех невротических душ, которые ищут свое истинное предназначение, ссорятся с мамами в машинах и пишут странную музыку".
В этом году на фестивале Трайбека представили восстановленную, режиссерскую версию культового фильма "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы. Ленту отреставрировали и восстановили к ее 40-летию. История создания этого фильма о войне во Вьетнаме уникальна не меньше, чем он сам: фильм должен был снимать Джордж Лукас, но в итоге его снял Коппола, причем полностью на собственные деньги, заработанные на серии "Крестный отец" – чтобы быть независимым от студий. Съемки проходили в сложной обстановке на Филиппинах, а правительство США отказалось как-либо поддерживать фильм. Как говорил сам Коппола, "мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну – нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума".
Фестиваль "Киевская неделя критики" пройдет с 24 по 30 октября в кинотеатре "Жовтень"