Как черный стал главным цветом этой осени
Последние Недели моды, прошедшие по старым правилам, запомнятся аскетичными костюмами спасателей планеты, строгой униформой работников спецслужб и ритуальными черными платьями.
Раунд показов осенне-зимних коллекций — 2020/21 проходил под шквал новостей о набирающей обороты пандемии. Милан закрывал авиасообщение аккурат под конец Недели моды — модный караван отправился в Париж, вооружившись гигиеническими масками. Что-то зловещее витало в воздухе. Набиваясь в плохо проветриваемые залы, публика обходила новые требования социальной дистанции и оживленно обсуждала вероятность отмены последних дней Парижской недели (их не отменили). В кулуарах пересказывали анекдот об американских байерах, которые, опасаясь вируса, добирались из Италии во Францию на автомобилях. К старту парижских показов азиатские коллеги поспешно покидали Европу — в плотной рассадке гостей образовались непривычные зияющие дыры.
На подиумах в это время показывали черные платья и спецодежду работников секретных лабора- торий. Даже по обыкновению оптимистично настро- енная Виктория Бекхэм на своем лондонском шоу пер- вые восемь выходов оформила в черном цвете. Тогда масштаба надвигающейся катастрофы никто не пред- ставлял, а появление в коллекциях аскетичной одежды считали комментарием на тему политики тела и не- простой геополитической повестки. Строгие черные платья смотрелись самым радикальным модным выска- зыванием этого сумбурного сезона. Оказалось, не зря.
Тема защиты стала лейтмотивом осенне-зимних показов. Креативный директор Bottega Veneta Дэниел Ли — один из флагманов этого движения. 34-летний дизайнер создает коллекции по мотивам сексуально заряженной функциональной одежды, которую в начале нулевых популяризировал Хельмут Ланг. В этих нарядах для своего Instagram мечтают сфотографироваться все модницы мира, но за неимением свежих стритстайл-отчетов в них проще представить Тринити, героиню Кэри-Эн Мосс из "Матрицы" сестер Вачовски. На последнем показе Bottega Veneta Ли предлагает строгие однобортные пальто, трикотажные платья макси в рубчик и грубые сапоги с широким кантом.
О сакральном смысле и сексуальном подтексте черной одежды лучше всего высказался Демна Гвасалия. На эпическом шоу Balenciaga он разыграл образцовую антиутопию: декорации к показу имитировали затопленный стадион — с ушедшими под воду первыми рядами кресел. Модели описывали круги под пылающими небесами и лунными затмениями — те проносились на подвешенных к потолку LED-экранах и отражались в мелкой ряби черной воды.
Гвасалия создал коллекцию под стать антуражу — униформу работников тайного культа и суровых труже- ников инквизиции. Модели выходили на подиум в монашеских рясах из формованного бархата и плащах из плиссированной кожи и латекса. Гвасалия точно чувствует время и каждое шоу превращает в меткий социальный комментарий. С этим показом он попал в цель дважды: лучшую метафору института Недель моды, чем затонувший стадион, сегодня сложно представить. Такой же эффект надвигающейся встречи с неизбежным публика переживала на парижском шоу Marine Serre. Победительница LVMH Prize 2017 года, Марин Серр устраивает на своих показах почти вавилонское столпотворение: в коллекциях плечом к плечу идут космические бедуины и экзотичные номады, одетые будто для съемок новой серии "Безумного Макса". Так было и на этот раз: на фоне кривых зеркал вышагивали модели в костюмных двойках с остро заточенной линией плеча, асимметричных платьях-ассамбляжах и респираторных масках (провидческая по сути коллаборация дизайнера со шведской компанией Airinum). Бельгийская топ-модель нулевых Ханнелоре Кнутс могла бы сойти за беженку из фильма о провалившейся миссии по заселению далеких планет. Кнутс вышла на подиум, одетая в юбочный комплект, скроенный из цветистого гобелена, и с ребенком на плечах.
Одно из самых эффектных шоу этого сезона — Coperni. В приталенных костюмах идеального кроя дизайнерский дуэт Себастьена Мейера и Арно Вайана цитирует футуристическую моду 1960-х. В этот раз показ Coperni напоминал конвенцию компьютерных хакеров или спецагентов: облегающий трикотаж, асимметричные топы на одно плечо и маленькие сумки-футляры причудливых форм. Закрывала шоу бельгийская модель Ханне-Габи Одиль, чеканя шаг в черном брючном костюме с глухим воротником-стойкой. Такой прагматичный и строгий гардероб, созданный с прицелом на спасение мира, кажется самой актуальной идеей грядущего сезона.
Текст: Веня Брыкалин