Питер Линдберг и феномен супермоделей
Легендарный фотограф Питер Линдберг ушел из жизни 3 сентября 2019 года. Его карьера охватыватила последние четыре десятилетия, а его работы определили целую эпоху модной фотографии – начиная с революционного снимка восходящих моделей в конце 1980-х годов и заканчивая тем, что в 1990 году на обложке Vogue были изображены настоящие звезды. Vogue.ua рассказывает о том, как он снял свои культовый кадры.
Легендарный кадр, после которого к немецкому фотографу Питеру Линдербергу пришла мировая известность, был сделан в 1988-м году. На черно-белом снимке была изображена группа начинающих моделей, позирующих на пляже в белых рубашках, будто снятых с мужского плеча. Затем, в январе 1990 года, вышла обложка для британского Vogue, на которой появились Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд. Джордж Майкл увидел обложку и после этого пригласил золотой состав супермоделей стать главными героинями его клипа "Freedom! '90". Музыкальное видео в свою очередь вдохновило Джанни Версаче и дизайнер заключил контракт с девушками на участие в его шоу.
Линдберг еще долго фотографировал этих девушек, ставших супермоделями. Можно сказать, что он был в ответе за ход их карьеры, несмотря на это все эти фото были пропитаны невероятной трогательностью и даже интимностью. В эпоху жесткого гламура он снимал обнаженные кинематографические портреты моделей из А-списка с естественным освещением, максимально подчеркивая натуральную красоту девушек.
Джон Гальяно однажды провел интересную художественную аллегорию: дизайнер назвал предметы съемки Питера Линдберга молчаливыми кинозвездами, одежду приподнес как сценарий, а фотографа назвал режиссером творческого процесса. Образы Линдберга обладают способностью быть одновременно вечными и своевременными, одухотворенными и не постановочными. Достаточно вспомнить лишь кадр, на котором изображены супермодели, одетые в кожу Chanel.
Сам Линдберг был теплым, грубо красивым и всегда небрежно одетым – очки на кончике носа, потертые джинсы и бейсболка с надписью "Питер". Именно этот непринужденный подход задавал тон его работам. "Когда я впервые работала с Питером, я думала, черт возьми, он действительно хочет меня понять и разглядеть, – рассказала Vogue немецкая модель Надя Ауэрманн. – Это действительно здорово осозновать. Ему нравилось, что я выгляжу естественно, как настоящий человек. Другие фотографы скажут: "Я хочу, чтобы вы изобразили смех, но на самом деле не смейтесь". Питер всегда заставлял тебя по-настоящему улыбаться и умел создавать ощущение полной расслабленности, когда ты не переживаешь, если у тебя странное выражение лица".
В середине 1980-х Линдберг объяснил Александру Либерману, легендарному редакционному директору Condé Nast, что он просто не может иметь никакого отношения к изображениям излишне ретушированных женщин, которые демонстрировал Vogue. "Я терпеть не могу тех женщин, которые появляются в журналах благодаря поддержке богатого мужа", – сказал он мне несколько лет назад. Когда Либерман попросил его сделать снимок женщины, которую он хотел изобразить, Линдберг отправился на пляж в Санта-Монику с Линдой Евангелистой, Карен Александер, Кристи Тарлингтон, Эстель Лефебур, Татьяной Патитц и Рэйчел Уильямс. Фотограф показал миру едва известных на то время моделей, которые непринужденно смеялись и позировали в свободных белых рубашках на пляже. В результате получилась сьемка, противоположная всем главным канонам модной фотографии тех времен, которая по итогу превзошла косметику, ретушь и экстравагантную моду.
Первоначально снимки были отклонены Либерманом и Грейс Мирабеллой, главным редактором американского Vogue на то время. Вскоре после этого Анна Винтур сменила на посту Мирабеллу. Винтур нашла фотографии Линдберга в ящике художественного отдела и сразу позвонила фотографу. Анна доверила Линдбергу снять обложку своего дебютного ноябрьского номера 1988 года. Обложку украсила израильская модель Микаэла Берку. Девушка позировала в укороченном джемпере, украшенном драгоценными камнями Christian Lacroix и потертых джинсах. Искренняя улыбка, полузакрытые глаза и полоборота от камеры – стало откровением, сигнализирующем о движении к свободному плюралистическому представлению красоты.
Линдберг объяснил успех тем фактом, что он преимущественно снимал на пленку, и у него было гораздо больше времени для налаживания реальных отношений без давления соцсетей или цифровых мониторов. "Когда ты используешь обычную камеру, ты снимаешь, и ты наедине со своим объектом, и это создает определенную интимность, – сказал он мне однажды. – Съемка не заканчивается через две минуты, потому что ты не знаешь получился хороший кадр или нет. Ты делаешь намного больше снимков, чтобы была возможность выбора".
Линдберг продолжил: "Преступление состоит в том, что фотографов заставляют снимать с помощью кабеля, прикрепленного к камере, и в центре студии находится экран, и все смотрят на него. Отношения с моделями убиты. Редакция скажет: "Питер, ты сделал это, здорово!" или "Немного переместите руку влево" – это не имеет никакого отношения к фотографии. Фотография становится кнопкой, и это теперь нормально. Это конец всего, и все фотографы постепенно исчезнут. Через 10 лет фотографов больше не будет".
Однако Линдберг не всегда выступал против использования современных технологий. Так, в этом году он снял группу вдохновляющих женщин, состоящую из 15 героинь разных профессий и возраста для оболожки сентябрьского номера британского Vogue, приглашенным редактором которого стала Меган Маркл. Линдберг сфотографировал премьер-министра Новой Зеландии Джасинду Ардерн по видеосвязи – впервые для него и журнала за всю историю карьеры.
За четыре десятилетия Линдберг создал наследие образов, определяющих эпоху. Фотографируя супермоделей, он сыграл ключевую роль на мировой арене. "В течение 10 или 12 лет я работал максимум с 10 моделями, – сказал Линдберг Джону Гальяно в беседе для журнала Interview в 2013 году. – Были новые лица, но были те 10, которые сметали всех остальных. Значит, я работал с теми же людьми". Остальное – история моды.
Текст: Осман Ахмед