Вспоминая легенду: каким был fashion-фотограф Питер Линдберг
Vogue вспоминает жизнь и творчество человека, работа которого определила целую эпоху и изменила отношение к модной фотографии – Питера Линдберга, который ушел из жизни 3 сентября 2019 года.
Известный фотограф Питер Линдберг, чьи кинематографические и живые изображения определили эпоху, умер 3 сентября 2019 года. Эта новость была подтверждена его агентом непосредственно Vogue и обнародована на его официальном аккаунте в Instagram 4 сентября. Ему было 74.
За свою карьеру, охватывающую более четырех десятилетий, Линдберг сфотографировал крупнейших мировых знаменитостей (от герцогини Сассексской до Умы Турман), на которых они выглядели абсолютно естественно. Линдберг предпочитал проекты, которые не обязывали его прибегать к ретуши – революционный шаг в эпоху Photoshop и фильтров. Меган Маркл заявила, что ей очень понравилось работать с немецким фотографом во время съемок обложки Vanity Fair 2017 года, потому что она знала, что благодаря ему мир наконец увидит ее веснушки. "Я не забочусь о том, чтобы быть правдивым, – сказал Линдберг The Sunday Times в 2017 году, – это попросту единственное, что меня интересует".
Несмотря на работу с многочисленными знаменитостями, Линдберг наиболее известен тем, что благодаря ему появился феномен супермоделей. В ноябре 1988 года он снял обложку первого номера Анны Винтур в качестве главного редактора Vogue, где изображена израильская модель Микаэла Берку (с распущенными волосами и улыбкой, в украшенном драгоценными камнями топе Christian Lacroix и джинсах); и группу будущих супермоделей для модной истории (в белых рубашках на пляже). Затем он снял культовую обложку британского Vogue 1990 года, на которой появились Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд.
Его естественные фотографии – одинаково вневременные и радикальные – в индустрии и за ее пределами воспринимаются как ответ на жесткий гламур конца 1980-х; как декларация независимости и свободы для нового поколения. "Пришло время подвергнуть сомнению этот стереотип и перейти к той форме красоты, которая более связана с личностью женщины, а не с символом статуса", – сказал Линдберг в беседе с Марией Витторией Баравелли. Это чувство эмансипированной красоты было главной темой и вечным фокусом всей карьеры Линдберга. "Это должно быть обязанностью фотографов сегодня: освободить женщин и, наконец, всех от ужаса молодости и совершенства", – написал он в своей книге 2015 года Images of Women II.
Интимные черно-белые портреты стали еще одной торговой маркой Линдберга. Под влиянием работы уличного фотографа Гарри Виногранда и документалистки эпохи депрессии Доротеи Ланж он сказал Vogue Italia, что этот медиум для него "связан с глубокой правдой изображения, с его самым скрытым значением". Чешская супермодель Ева Герцигова, которую Линдберг много раз фотографировал за свою карьеру, рассказала Vogue: "Питер фотографировал меня с 16 лет. Я чувствовала себя защищенной в его компании и обожала эти потрясающие черно-белые изображения, которые выражали силу женщин через их глаза. Он был способен запечатлеть душу людей".
Линдберг отстаивал право на собственный художественный взгляд, говоря о важности оставаться прежде всего художником, а не превращаться в наемного сотрудника, который следует идеям редакторов или клиентов. Он также являлся автором таких узнаваемых рекламных кампаний нашего времени, как Calvin Klein, Armani и Comme des Garçons. Также Линдберг является единственным фотографом, которому трижды доверили снять календарь Pirelli (1996, 2002 и 2017).
Питер Линберг родился в городке Лешно, в западной Польше, 23 ноября 1944 года. Когда ему исполнилось несколько месяцев семья была вынуждена покинуть дом после вторжения войск. Будучи младшим из трех детей, он рос в небольшом индустриальном городе Дуйсбург на севере Германии. В 14 лет Питер бросил школу, чтобы пойти работать в местный универмаг, где оформлял витрины. Уже в 18 он переехал в Швейцарию, чтобы избежать военной повинности и в итоге поселился в Берлине, где увлекся искусством, музыкой, музеями. "Я был как сухое полотенце, – рассказал он в интервью The Guardian в 2016 году. – Я впитывал в себя все".
Он поступил в Берлинскую академию изящных искусств, но вдохновившись своим кумиром Винсентом Ван Гогом, уехал в Арль. Следующие восемь месяцев Линдберг рисовал и продавал свои работы на местных рынках, а потом снова отправился в путь – автостопом по Европе и Северной Африке. В Берлин он вернулся уже абсолютно другим человеком и занялся фотографией. "Когда я увлекся фотографией, моими первыми героями были племянники – дети моего брата. Тогда у меня появилась и первая камера, – рассказывал Линдберг The Guardian. – Есть в детях что-то бессознательное и честное. Именно так я и учился снимать".
Затем два года он работал у немецкого фотографа Ганса Люкса, а в 1973 году открыл в Дюссельдорфе свою студию. Первую рекламную кампанию Линдберг снял для VW Golf, а модную съемку – для журнала Stern в 1978 году. В том же году он переезжает в Париж и несмотря на то, что у него еще были дома в Нью-Йорке и Арле, именно здесь он жил и работал до конца жизни в относительной конфиденциальности. В социальных сетях Питер Линдберг никогда не выкладывал личных фотографий и призывал людей смотреть на его фотографии, а не наблюдать за приватной жизнью.
Читайте также