История одной вещи: очки-авитаторы
Солнцезащитные очки-авиаторы имеют очень характерный дизайн: тонкая металлическая оправа с мгновенно узнаваемым двойным мостом, каплевидная линза, опускающаяся вниз через глазницу и скрывающая большую часть лица. На протяжении десятилетий эта пара виднелась на носах всех: от гламазонок 1970-х до знаменитостей, скрывающихся от папарацци.
Однако история "авиаторов" началась как практическое решение важного вопроса. В начале XX века, когда пилоты начали подниматься на все большие высоты, то столкнулись с определенными проблемами: находясь столь далеко от земли, они начали ощущать головную боль, тошноту, а также невозможность видеть без толстых очков с меховой подкладкой. Итак, история гласит: один американский пилот – Джон Макреди – видел, как глаза его друга распухли и застыли, когда на секунду, на высоте 10 000 метров, он снял свои запотевшие очки. Этот опыт потряс его настолько, что он решил сотрудничать с офтальмологической компанией Bausch & Lomb. Главная цель – защита зрения пилотов от яркого солнца.
В результате этого партнерства появились гораздо более легкие очки с зелеными линзами, которые сводили к минимуму ослепление, при этом позволяли прекрасно видеть. Их успех был молниеносным: очень скоро они перестали быть только аксессуаром пилотов и поступили в продажу для широкой публики в конце 1930-х годов. Bausch & Lomb маркировали их как "авиаторы" Ray-Ban и выпустили несколько новых дизайнов, предназначенных для гольфа и рыбалки.
Когда началась Вторая мировая война, их использование в вооруженных силах оставалось широко распространенным: усовершенствованные версии "авиаторов" можно было надевать как для полетов над облаками, так и на земле. В 1944 году генерал Дуглас Макартур высадился на Филиппинах с парой солнцезащитных очков с золотой оправой и зелеными линзами. Именно из-за многочисленных фотографий генерала в газетах ему приписывают роль "популяризатора" этой пары.
После войны в "авиаторах" начали замечать не только функциональность, но и модный дизайн. Наряду с постоянным присутствием в армии (а затем и в полиции), со временем они также начали появляться на известных лицах. Вспомнить только китчевую пару с золотой оправой Элвиса Пресли, или Дэвида Боуи в очках с небрежно свисающей сигаретой изо рта, Пола и Линду Маккартни в одинаковых парах на семейном портрете, или Фредди Меркьюри в белом жилете, поглядывающим через плечо, где в линзах его "авиаторов" отражающие свет.
Начиная с 1970-х годов, мода на "авиаторы" нахлынула волной и на женщин. Так, Глория Стайнем выступала в паре с синими линзами на феминистских митингах. Стиви Никс оправила свои солнцезащитные очки своенравной бахромой. Бьянка Джаггер носила их вместе с шелковым белым костюмом, а Шарлотта Рэмплинг – с джинсами и блейзерами. Благодаря этим и другим поп-иконам "авиаторы" перестали быть исключительно мужской парой.
"Авиаторы" были – и являются – уникальным видом солнцезащитных очков, поскольку кардинально отличаются от других моделей, таких как Wayfarer или "кошачий глаз". У них есть некое чванство: от них веет хвастовством, дерзостью и крутостью. Эту энергетику воплотили Марлон Брандо в ленте "Дикарь" и Том Круз в "Лучшем стрелке". Такое же настроение задала Дженнифер Лоуренс в картине "Джой".
Сегодня существует множество вариаций "авиаторов": от ярких и вычурных до угловатых и футуристических. На показе Celine осень-зима 2019/2020 модели выглядели как идеальные копии 1970-х годов в своих кожаных сапогах до колен и темных очках. Miu Miu увеличили пропорции пары, поместив верхний мост выше, чем обычно; классический дизайн также можно найти у Emilio Pucci, Emporio Armani, Eudon Choi и Givenchy. Осталось только найти свою модель.
По материалам vogue.fr