История одной вещи: эспадрильи
История культовой летней обуви на джутовой подошве началась еще в начале ХIII века в Каталонии. Тогда подошву эспадрилий изготавливали из канатных нитей, сплетенных из тонкой жесткой травы esparto, в то время как верхняя часть была выполнена из парусины. Изначально обувь называли "espardenya", но позже название трансформировалось в "espadrilles" на французский манер.
Спустя несколько столетий эспадрильи стали плести из джута, который обладал большей износостойкостью по сравнению с эспарто. Эспадрильи были недорогими в производстве, одновременно удобными и долговечными, поэтому в основном их носили крестьяне. Так продолжалось вплоть до 1927 года, когда семейная династия обувщиков Кастаньер основала одноименную компанию Castañer и стала поставлять эспадрильи солдатам во время гражданской войны в Испании. Новая обувь на джутовой подошве обрела прорезиненные накладки, которые способствовали влагостойкости модели.
Но на пик популярности эспадрильи взлетели лишь в 1960-х годах после коллаборации компании Castañer с французским дизайнером Ивом Сен-Лораном. Модельер предложил каталонским мастерам выпустить эспадрильи на танкетке в различном цветовом исполнении и с длинными фиксирующими лентами. Такая модель моментально завоевала симпатии знаменитостей. Так, модную веревочную обувь полюбили Коко Шанель, Грейс Келли, Софи Лорен, Одри Хепберн, Дебби Рейнольдс, Сальвадор Дали и Джон Кеннеди.
Киноиндустрия способствовала дальнейшему росту популярности эспадрилий. Так, в 1946 году Лорен Бэколл надела их в детективе "Глубокий сон", а спустя два года появилась в них в драме "Ки-Ларго". Рита Хейворт демонстрировала белые эспадрильи на ленточках в фильме "Леди из Шанхая" (1947), а Грейс Келли появилась в кинолентах "Поймать вора" (1955) и "Высшее общество" (1956). В 1960-х их примеряли Жанна Моро в романтической драме "Жюль и Джим" и Одри Хепберн в "Двое на дороге." В 1972 году Дайан Китон украсила комедию Вуди Аллена "Сыграй еще раз, Сэм", появившись в синих эспадрильях на танкетке, надетых поверх серых гольфов.
Начиная с 1980-х годов, удобные эспадрильи стали ключевым элементом курортного отдыха. Дизайнеры из года в год продолжают выпускать джутовые пары, экспериментируя с материалами, цветовой палитрой, декором и формами. Так, верхняя часть эспадрилий может быть выполнена из кожи, замши, текстиля или кружева, а также украшена небанальным декором: фантазийными аппликациями, геометрической перфорацией, нежной вышивкой, жемчужинами или кристаллами. Современные пары джутовых тапочек могут быть на танкетке, как в коллекциях Zimmermann и Valentino, с завязками вокруг щиколотки, как у Prada и Castaner, или на массивной подошве, как у Bottega Veneta. Vogue.ua собрал 10 актуальных пар эспадрилий сезона весна-лето 2019.