Почему нужно пойти на балет "Щелкунчик. Старая новая сказка"
29 и 30 декабря в "Жовтневом палаце" покажут балет "Щелкунчик. Новая старая сказка". Спектакль будет необычный: с фокусником-иллюзионистом, 3D-мапингом и пиротехникой. Vogue.ua побывал на репетиции и рассмотрел костюмы к новому "Щелкунчику".
6 декабря 1892 года прошла премьера балета Петра Чайковского "Щелкунчик". Музыка Чайковского стала революцией в симфоническом искусстве, а "Щелкунчик" – самым популярным рождественским балетом на ближайшие как минимум 126 лет. Каждый год в декабре самые знаменитые театры в мире, от "Ла Скала" до Венской оперы, дают своего "Щелкунчика", который погружает зрителя в сказочный мир. Новый "Щелкунчик" будет теперь и в Киеве. Балет спродюсировала Алена Матвиенко, которая впервые показала в Украине постановки Эдварда Клюга Radio and Juliet, "Класс-Концерт" и "Quatro", балет "Великий Гэтсби" с Денисом Матвиенко в главной партии и привезла в Киев труппу Тбилисского государственного театра оперы и балета под руководством легендарной Нино Ананиашвили с программой "Шедевры современной хореографии". Хореограф – Виктор Ищук, премьер Национальной оперы Украины, основатель театра "Ukrainian Classical Ballet".
По словам продюсера Алены Матвиенко, идея постановки принадлежит Виктору Ищуку. "Он танцевал "Щелкунчик" бесчисленное множество раз, в различных редакциях, разных хореографов, с разными либретто, рассказывает Алена – Еще больше редакций видел, но близкого лично ему спектакля "Щелкунчик" так и не увидел. "Редакций "Щелкунчика" множество, но все они в разной мере далеки от сути сказки Гофмана".
"Кто-то, как Мариус Петипа, писал либретто по заказу императорского театра, и основной задачей для него было – поставить сказочный рождественский балет с дивертисментом, не сильно углубляясь в суть сказки. Наверное поэтому Чайковскому его либретто не нравилось, так как он был сторонником глубокого психологизма истории и персонажей. Из-за этого Виктор, по его словам, всегда ощущал диссонанс между местами просто трагической музыкой Чайковского, сказкой Гофмана и либретто, которые используют в различных версиях балета "Щелкунчик". Он считает, что причина в том, что изначальный подход к "Щелкунчику", как к балету для детей, неверен. По мнению Виктора, "Щелкунчик" – это балет для тех, кто хочет на время почувствовать себя ребенком. А еще – это история о прощании с детством. Потому он и решил дерзнуть и создать свою версию, внеся изменения в первую очередь в либретто, но сохранив классическую хореографическую канву, хореографические жемчужины этого балета".
Не зря этот спектакль назвается "Щелкунчик. Новая старая версия". Это современная интерпретация – с иллюзионистами на сцене, пиротехникой и мапингом. "Мы привлекаем к участию в спектакле артистов других жанров, что только усилит постановку. Мы стараемся максимально уйти от условностей, чтобы эти характеры были более близки и понятны современному зрителю, а главное – чтобы наш зритель нам поверил. Поэтому и пришла идея, что в партии Дроссельмайера у нас должен быть настоящий иллюзионист, творящий, как и у Гофмана, магию, а не артист балета, изображающий из себя посредством пантомимы волшебника.
Автор костюмов – художница Анжелы Лисица. "Нам хотелось привлечь к работе над костюмами и декорациями не театрального художника, – говорит Алена. – Для того, чтобы уйти от шаблонов и неизбежной замыленности глаза художника. Мы остались очень довольны результатом: получили свежий подход к костюму, нетрадиционные для балета ткани и небанальную картинку. Основной идеей было разделить два параллельных мира истории: реальный и фантазийный. Костюмы изготовлялись в различных цехах и мастерских по всему Киеву. Это неизбежная трудность независимого проекта – сейчас собираем их отовсюду".
Главные партии исполняют Елизавета Чепрасова, солистка Будапештского театра оперы и балета и Франческо Пиччини, солист Финского и Эстонского Национальных театров оперы и балета; также основной костяк – это артисты труппы "Ukrainian Classical Ballet".
Фото: Мария Павлюк