На пуантах: 5 новых звезд украинского балета
Vogue UA представляет новое поколение звезд украинского балета.
В пять вечера в Национальной опере еще тихо и пусто. Сегодня дают балет "Свадьба Фигаро", и труппа только начинает собираться в театре. По узким коридорам я прохожу в комнату 102, где готовится к спектаклю первая солистка Анастасия Гурская. Через два часа Настя выйдет на сцену в партии Сюзанны – обаятельной и смешливой невесты Фигаро, в которую влюблен хитрый граф Альмавива и вокруг которой разгораются страсти в комедийной пьесе Бомарше. Сегодня у меня эксклюзив, какому позавидует каждый поклонник балета: я проведу час перед спектаклем с первой солисткой театра и увижу, как она готовится к выходу на сцену.
"Кому-то важно уйти в себя перед выступлением, меня, наоборот, это немного удручает — мне нужно общаться, — смеется Настя. — Особенно если спектакль этого требует: когда он заводной, веселый, как "Свадьба Фигаро", намного легче, если в течение дня настраиваешься на этот образ". Примерно час у Насти уходит на грим, параллельно девушка погружает меня в секреты сценического макияжа ("сегодня у меня яркий макияж, но, например, во втором акте "Жизели", когда она уже в потустороннем мире, я всегда делаю бледное лицо и черные глаза. Ну а юная Клара в "Щелкунчике" не может выйти со смоки-айс и красной помадой, согласитесь!").
У 21-летней Гурской яркая и стремительная карьера: это ее четвертый сезон в театре, в ее репертуаре как характерные роли вроде Сюзанны или Китри, так и драматические — буквально на днях она дебютировала в партии Жизели. "Быть артистом балета – работа длиною в жизнь, — четко формулирует Настя особенности профессии. – Ты все время меняешься. Ты взрослеешь, меняются люди вокруг, которые на тебя влияют, – и меняются роли, которые танцуешь. В этом и счастье профессии – пережить на сцене тот опыт, какой невозможно пережить в жизни".
Настя – одна из героинь проекта, который мы реализовали для декабрьского номера. В съемке запечатлены пятеро артистов Национальной оперы, которые сегодня определяют славу украинского балета (на самом деле талантливых танцовщиков больше – но, увы, формат журнала не позволил вместить всех, о ком хотелось бы написать). Компанию Анастасии Гурской составили Анастасия Шевченко, Екатерина Миклуха, Алексей Потемкин и Юлия Москаленко.
Самая младшая участница нашего проекта, 17-летняя Екатерина Миклуха, только в этом году окончила Киевское хореографическое училище и в сентябре присоединилась к труппе театра. На сцене Национальной оперы юная звезда дебютировала еще раньше — в партии Клары в "Щелкунчике". За хрупкими плечами улыбчивой Кати – несостоявшаяся карьера фигуристки ("Я занималась фигурным катанием с четырех лет, но как-то мама увидела, что от коньков у меня стали искривляться ноги, и сказала: так не пойдет, бросаем это дело!"), победа в престижных конкурсах Grand Prix Kiev и Grand Prix Munich, стажировка в парижской Гранд-Опера и гастроли в Японии. В декабре она будет танцевать па-де-де в "Жизели" — запомните это имя.
Сегодня в балетной труппе Национальной оперы 150 танцовщиков, 16 из них – примы и премьеры. По сравнению с коллективом европейского театра это много: в парижской Гранд-Опера в штате балета не более 50 человек. Но большая труппа – значит большое разнообразие, объясняет художественный руководитель балета и действующая балерина Елена Филипьева. "У нас богатый репертуар: и классика, и неоклассика, есть современные постановки – например, недавно была премьера "Данте" в постановке Ярослава Иваненко, ученика культового хореографа Джона Ноймайера. Мы предоставляем артистам шанс проявить себя в разных партиях. Каждый может найти то, что ему близко. К тому же у нас много премьер – это дает артистам возможность выйти в каких-то новых, нетипичных для них ролях".
По словам Филипьевой, большая часть репертуара – все-таки классические постановки: именно к ним привык зритель, их просят танцевать на гастролях импресарио (дважды в год театр ездит в Японию и Европу с "бриллиантами" репертуара – "Щелкунчиком" и "Лебединым озером", каждый раз с аншлагами). "Классика — лицо нашего театра, но должны появляться современные спектакли: они помогают артистам развивать другую пластику, — говорит Филипьева. – По постановке "Данте" я вижу, как наши исполнители заинтересованы в развитии: они были готовы репетировать сутками напролет! Современная пластика дает артисту возможность высказаться свободнее".
Прямо сейчас в театре готовят несколько таких премьер. Это "Драгоценности" Джорджа Баланчина – знаковый балет 1960-х годов, поставленный в труппе New York City Ballet и вдохновленный знакомством Баланчина с основателем ювелирного дома Van Cleef & Arpels Клодом Арпельсом. Весной в театре покажут балет "Лифарь", посвященный знаменитому киевлянину, руководителю балетной труппы Парижской оперы Сержу Лифарю. Параллельно в театре ведут переговоры о сотрудничестве со звездным хореографом, в прошлом интендантом Берлинской оперы Начо Дуато.
Балет меняется вместе с современным миром – но меняется ли отношение к артистам, которых всегда идеализировали? Может ли артист балета позволить себе обычную жизнь? И да и нет, говорят артисты. "Балерина не имеет права на ошибку, — признается 28-летняя Юлия Москаленко, первая солистка театра. — Для меня, к примеру, нет ничего сложнее и прекраснее, чем 32 фуэте в па-де-де Черного Лебедя во втором акте "Лебединого озера", — и я должна сделать их идеально каждый раз. Почему? Прежде всего, это ответственность перед собой. Да и для зрителя балет – это другой мир, идеальная картинка, которая должна вдохновить".
Прима-балерина, 28 лет. В 2011 году окончила Киевское хореографическое училище. За 10 лет в Опере прошла путь от дебютантки до примы и сейчас танцует весь классический репертуар: "Жизель", "Лебединое озеро", "Дама с камелиями", "Спящая красавица", "Кармен-сюита", "Раймонда".
"Я хотела бы больше развиваться в современной хореографии: мечтаю станцевать в культовом балете "Парк" Анжелена Прельжокажа, "Манон" Кеннета Макмиллана и постановках других классиков современного балета – Иржи Килиана и Ханса ван Манена. Мне интересно, как мыслят современные хореографы. К тому же, эта хореография очень развивает танцора – и пластически, и внутренне".
"Один из самых непростых вопросов для балерины – когда уходить на пенсию. Я думаю, это очень индивидуально. В Парижской опере, к примеру, ты в любом случае уходишь на пенсию в 42. В этом есть логика: балет – огромная физическая нагрузка, и за 20 лет на сцене ты в любом случае истощаешь свое тело. Я не знаю, как сама буду ощущать себя через 10 лет, как будет чувствовать себя мое тело
"Я впервые танцевала партию куртизанки Мари Дюплесси из "Дамы с камелиями" в 20 лет – но сейчас, в 28 лет, я танцую ее совсем иначе, сейчас эта партия более осознанная. Я думаю, самое продуктивное время для балерины – с 25 лет до 35: когда ты и физически набрал форму, и когда есть определенный жизненный опыт, мудрость. Ну а с 35 лет наступает тоже очень любопытный период: ты становишься более зрелой балериной, которая показывает на сцене настоящее мастерство формы".
Солистка, 17 лет. В 2021 году окончила Киевское хореографическое училище, этот сезон в Национальной опере – ее дебютный. Еще студенткой Катя танцевала ведущие партии в постановках Владимира Малахова La Peri и "Коппелия", партию Клары в "Щелкунчике". Сегодня она самая младшая участница балетной труппы Национальной оперы; лауреат первой премии конкурсов Grand Prix Munich и Grand Prix Kiev.
"Я попала в училище в 8 лет, до этого занималась фигурным катанием. Как-то мама увидела, что от фигурного катания у меня изменилась походка (смеется), и сказала: так не пойдет! Так я бросила фигурное катание и посвятила себя балету".
"Быть балериной – это огромный труд. Нужно быть не только одаренным от природы, но и целеустремлённым. Но доля везения тоже важна, ведь ты должен попасть в нужное место в нужное время, а еще очень важно, чтобы повезло с педагогами"
"Я не представляю себя в другой жизни, "нормальной". Я всегда была далека от жизни обычных подростков, потому что с детства работала – то фигурное катание, то балет. Я привыкла жить без выходных. Конечно, иногда хочется проваляться весь день в кровати и смотреть в кино, но такое бывает очень редко (смеется)"
"Моя мечта сейчас – как можно больше танцевать. За два месяца у меня было несколько сольных выходов: па-де-труа в "Лебедином озере", вставное па-де-де в "Жизель", па-де-труа в "Баядерке". Каждый мой выход в сольной партии – всплеск эмоций и много вдохновения. Такие партии помогают набраться опыта, чтобы дальше танцевать главные партии. Ну а больше всего я мечтаю о партии Жизель..."
Первый солист, 33 года. В 2008 году Алексей окончил Киевскую муниципальную академию танца имени Сержа Лифаря. Следующие девять лет был ведущим солистом Львовского национального театра оперы и балета; год работал первым солистом Королевского Виннипегского балета в Канаде.
"В мире балета действительно много конкуренции, да и в нашей труппе она есть – и это прекрасно, все люди творческие и амбициозные. Правда, у девушек больше конкуренции – в балете в принципе мужчин меньше, а универсальных танцовщиков, которые могут станцевать с любой балериной – еще меньше"
"Долгое время в балете мужчина был на вторых ролях. В середине 20 века многое поменялось, появилось больше ярких партий для мужчин – Барышников и Нуриев подняли мужской танец до небывалых высот. Благодаря им зрители стали воспринимать мужчину на сцене не как опору и станок, а как индивидуальность".
"Я верю в то, что балет – это искусство молодых. Нужно готовить себя заранее к тому, что если ты пришел в эту профессию, то в 40 лет придется уйти на пенсию. Мне еще семь лет танцевать, и я живу не только балетом. Я занимаюсь волонтерством: окончил курсы парамедиков, летом был в батальоне украинской добровольческой армии "Госпитальеры". Преподаю в хореографической школе. Я фанат своего дела, но мне кажется, если думать только о балете 24 часа в сутки, – можно выгореть. А выходить на сцену выгоревшим или уставшим нельзя – мы должны быть наполненными".
"Мечтаю станцевать партию Красса в балете "Цезарь", а также показать в Украине современный балет "Юноша и Смерть" французского хореографа Ролана Пети".
Первая солистка, 28 лет. В 2011 году окончила Киевское хореографическое училище. Дебютировала в театре в партии Джульетты в современном балете Radio and Juliet на музыку Radiohead. Сегодня в ее репертуаре – лирико-драматические партии: Одетта-Одиллия, принцесса Аврора, Жизель.
"Я уверена, что для любой балерины самый сложный спектакль – это "Лебединое озеро". Сколько раз бы ты не танцевала, находишь что-то новое – идеала исполнения этой партии нет. Плюс он сложный технический, ну а самое сложное – 32 фуэтэ во втором акте. Отдельный вызов – психологическая работа над ролью. Я, например, стараюсь все сцены продумывать от лица своей героини… Я перевоплощаюсь в Одетту еще до того, как я вышла на сцену, я все время задаю себе вопросы: что я здесь делаю? Что я чувствую в этот момент? Какие у меня эмоции, когда я вижу принца? Почему я испугалась? Поэтому готовить партию можно бесконечно".
"В мире существует стереотип, что балерина – не человек, а неземное существо, богиня, которая должна быть идеальна во всем. Для зрителя балет – это другой мир, что-то, чего нет в реальности. Это идеальная картинка, которая должна вдохновить. Но я спокойно отношусь к такому пиетету по отношению к моей профессии. Прежде всего, я ощущаю ответственность перед собой – я сама знаю, что не могу ошибиться на сцене".
"Конечно, в нашей профессии много ограничений. Я не могу позволить себе экстремальные виды спорта; не могу сорваться и уехать куда хочу, не могу уехать на полгода пожить в другой стране – и не везде там, где хочется пожить, есть балетная труппа" (смеется).
Первая солистка, 21 год. В 2018 году окончила Киевское хореографическое училище. В театре дебютировала в 17 лет в балете "Раймонда". Сегодня в репертуаре Гурской характерные партии: Китри в балете "Дон Кихот", Сюзанна в "Свадьбе Фигаро", Герда в "Снежной королеве".
"Балет – это работа длиною в жизнь. 20 лет ты танцуешь и все время меняешься. Ты растешь, меняются люди вокруг, которые на тебя влияют – и меняется партии, которые танцуешь. Партия Жизели может быть разной, когда тебе 25 и 35. В этом счастье профессии – пережить на сцене то, что невозможно пережить в жизни".
"В театре у нас всего один выходной. На мой взгляд, это идеально, больше не нужно. Если ты приболел и не танцевал 2 дня, например, то уже ощущаешь ломку. Тело привыкло быть в движении, и когда оно находится в статике – ему некомфортно".
Мне кажется, у артиста должна быть своя жизнь вне театр. Это дает возможность оставаться живым и наполненным и выходить на сцену не пустым. Я, например, все время что-то изучаю – сейчас это психология, философия и медицина. Эти вещи наполняют тебя, ты иначе смотришь на работу. Но у меня был период, когда я была зациклена только на работе. И я подумала: стоп, я вхожу из театра и театр оставляю за дверьми! Нельзя допускать эмоционального выгорания – если ты пришел в зал уставший и витаешь в облаках, дело не пойдет. Поэтому в выходной я лежу и смотрю сериалы (смеется).
Очень хочу станцевать "Кармен-Сюита / Шехеразада". Это спектакль более взрослый, но этим мне и интересен – мне нравится роли, когда нужно переходить через себя, когда нужно капаться. Когда все идет легко – это не так интересно. Мы артисты – азаратные люди: интересно пробовать то, что вообще не твое по характеру".
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Stephan Lisowski
Стиль: Venya Brykalin
Прически: Maria Sova
Макияж: Svetlana Rymakova
Сет-дизайн: Mikhail Gamsheev
Продюсер: Marina Sandugey-Shyshkina
Гаффер: Aleksey Kuzmenko
Свет: Sergei Ilin
Ассистент фотографа: Sasha Tsurkan
Ассистенты стилиста: Daria Bihun, Sasha Dudchenko