Дары приносящие: все об этикете корпоративных подарков
Конец декабря – время корпоративных вечеринок и подарков. Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению, рассказывает о том, какие подарки стоить дарить на работе, чтобы не попасть в неловкое положение, оставить о себе самое приятное впечатление.
Корпоративные подарки – вопрос еще более сложный и нервный чем тот, что подарить одному из тех, у кого есть все. Сентиментально, но и отнюдь не секрет, что тем, у кого есть все не хватает внимания и счастья. В конце жизни мы ведь жалеем лишь о том, что мало любили и мало путешествовали. Фразу Марка Твена я помню всегда.
Владельцы корпораций нервно реагируют на отпуска, отлучки и отсутствие подчиненных. Так что путешествия – это ниша частной жизни. А вот тепло и забота – жест вполне корпоративный. Трогают ведь вещи самые простые и самые жизненные. Стоит помнить, что выплаченный бонус – это еще не подарок, а просто выполнение контрактных обязательств.
Жестом внимания и любви может быть ваучер на несколько десятков утренних кофе в любимой кофейне работодателя или в неожиданном месте поблизости от офиса или дома сотрудника или в месте, о котором мало кто знает, но которое заслуживает внимания. Главное, чтобы не пахло коммерцией и насильным приводом. Вместо имени на ваучерах в этих кофейнях можно назвать держателей купона именами – символами или нареченными качествами. Этот очень старбаксовский трюк мне очень по душе. Добрая улыбка и юмор сближают и располагают. Шутка, но приятно. Это уже признание. Комплимент. С приятным и долгим послевкусием.
Как вариант, это могут быть проплаченные членства в клубах или лекториях, ваучеры – приглашения на неожиданные удовольствия, на те, на которые никогда не хватает времени. Уроки живописи, уроки каллиграфии, урок приготовления пасты или пригласительные на сезон открытия устриц и морских гадов. Приглашение, как и правильный ваучер, как известно не бывают "на два лица" или "плюс один". Всегда именные. С одним или с двумя именами. Или даже с именами всех членов семей. И старших, и младших. Ничто так не сближает руководителей и подчиненных, как вопросы и внимание, а лучше – забота о семье, о здоровье и успехах членов семей. Абонемент в загородный парк отдыха? Встреча семей сотрудников вне работы может быть и хорошо спланированным тимбилдингом.
Модными стали благотворительные акции с заботой о тех, кто нуждается. Здесь главное, чтобы акция дошла до адресата. И чтобы была обратная связь. А еще лучше, если эта искренняя разовая акция превратится в традицию. Традиции рождают традиции. Мой любимый банк-клиент дарит книги. У меня уже подборка. А несколько клиентов дарят мой курс. Я становлюсь корпоративным подарком.
Что еще ценится? Написанная oт руки и, если не отправленная по почте, то отсканированная открытка. Чернилами. Аккуратным почерком. Усилия налицо. Забытая классика. Пора возвращать. Я все чаще встречаю подписанные от руки имена – автографы, темно-синими чернилами, конечно, в конце мейлов, писем с просьбами, обращениями или приветствиями.
Бутылка вина или хорошего шампанского выше того качества, которое обычно позволяет себе сам сотрудник. Для того, чтобы продегустировать на досуге, в свободное от офисного время. И, какой бы знак внимания не предназначался, эта приложенная открытка становится самым ценным знаком внимания. Подарки используются, ваучеры заканчиваются, вино выпивается и остаются только открытки. И еще одна деталь, пока редко встречающаяся в Восточной Европе – перечеркнутая визитка. Или имя перечеркнутое крест-накрест или одна уверенно легкая линия из нижнего левого угла в верхний правый: в знак того что подарок куплен на личные деньги, а не за счет корпорации. И это уже не деталь, а жест. Вполне уместный для сотрудников в знак внимания к руководителю. Внимание, расположение и субординация – понятия взаимные. В сезон праздников особенно. Ничего личного. Поздравления! И пожелания!
Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению – @tatyanapolyakova_etiquette.