До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Как празднуют Маланку сегодня: репортаж из Красноильска

Настя Ивченко, со-основательница коммуникационного агентства PUBLIC KITCHEN, в прошлом году решила исполнить большую мечту – принять участие в праздновании Маланки. Ради этого с друзьями она отправилась в Черновицкую область, на границу с Румынией, а нам рассказала, как проходит этот обряд.

Накануне 28-летия передо мной встал вопрос празднования. Так сложилось, что с ранних лет я абсолютно фанатично отношусь ко дню рождения, всегда его очень жду и каждый год устраиваю вечеринку. Мне кажется, что праздновать жизнь — это очень важно. В этом году на мой день рождения припал самый разгар карантина. Это подтолкнуло меня решиться к тому, что я давно откладывала — воспользоваться тем, что я родилась на Василия и отпраздновать на Маланке.

Реклама

Впервые о Маланке в Красноильске я узнала несколько лет назад от подруги. Тогда мой интерес к этнографии еще не был таким сильным, и все эти истории-зарисовки не зацепились в моей голове. Но с годами все поменялось, и изучение культурных традиций и наследия стало моим большим увлечением: я начала собирать свою коллекцию украинских старожитностей, искать людей, которые смогли бы мне дать эти ценные знания, придумывать свои абсолютно аматорские экспедиции и брать с собой друзей, а для своих любимых этнографических находок я сделала аккаунт @ukrainianfolks. Часть моих друзей очень хотели увидеть Красноильскую Маланку, поэтому поддержали меня в очередной авантюре. Мы сели в машину и через 10 часов пути приехали в Красноильск на встречу Нового года по старому стилю.

Настя Ивченко в маске во время празднования Маланки

В самом Красноильске есть проблема с жильем: здесь только один дом сдают в аренду, но в наши даты он был занят. В центре села есть отель "Людмила", но этот вариант я для себя не рассматривала. Мне повезло, и в соседнем селе Стара Красношора мы нашли отличный дом в аренду. По приезду нас встретил владелец дома Славик. В селе он главный лесник. Славик поляк, а его жена — румынка. К Славику у нас был миллион вопросов, и он с радостью на них отвечал. От него мы узнали чем сейчас живет село и расспросили все о Маланке. Меня интересовало влиял ли как-то карантин на решение будет ли Маланка в этом году, на что Славик дал понять, что Маланку запрещали в советское время, и люди все равно выходили. Маланке быть несмотря ни на что, слишком это сильная традиция.

Маланка в Красноильске очень особенная, и важно сразу сказать, что этнически она не является сугубо украинской, это румынская традиция на территории Украины. Село Красноильск находится в 8 км от границы с Румынией, и практически все местное население румыны. Здесь слышен только румынский язык, с туристами чаще всего говорят на русском, украинский знают хуже. Маланка — это главное событие здесь, праздника ждут весь год, и красноильчане к нему готовятся заранее и основательно: шьют костюмы, репетируют действо, готовят самогон.

Маланка устроена следующим образом: в Красноильске есть семь хуторов (кутів), каждый хутор собирает свою ватагу, продумывает программу, готовит костюмы. У каждой ватаги есть главный ответственный, здесь он зовется комендантом — он собирает людей, договаривается с владельцами хат, собирает и хранит деньги. Ватага состоит преимущественно из мужчин. Раньше женщины совсем не принимали участия в Маланке, сейчас молодые незамужние девушки могут играть роль цыганок. Итого, у каждого хутора своя ватага. Все начинается во дворе дома коменданта около 6-7 вечера 13 января: поколядовав там, ватага идет по селу и колядует (маланкує) во дворе каждой хаты. По словам местных, каждая хата дает разные суммы: кто-то может дать колядникам 500-700 грн, а кто-то и 100 евро. Все это продолжается ночь напролет, пока ватага не обойдет все хаты. На следующий день, 14-го января все 7 ватаг делают ходу центральной улицей Красноильска, все это сопутствуется ярмаркой и народными гуляниями – на улицу выходит все село. Персонажи на Маланке разные, но есть традиционные: Царь и Царица, Баба и Дед, Жиды и тд. Но самые эффектные – это Медведь и Цыган. Играть их считается особенно почетно. Через неделю-вторую после Маланки ватага собирается вместе и на все собранные деньги устраивает себе пир.

В 18.00 Славик привозит нас к дому коменданта кута Путна. Мы стоим посреди сельской улицы и смотрим по сторонам в ожидании ряженных. В одно мгновение будто бы кто-то на небе открыл большой кран, и на нас начинают падать огромные хлопья снега. Сразу появились таинственность и ощущение, что чудо уже вот-вот на пороге, прямо как в детстве. Ватага начала собираться и буквально за несколько минут пустая улица стала эпицентром жизни небольшого хутора. Первыми вышли огромные соломенные медведи "копиці", потом Цари и Царицы, Бабы и Деды, Цыгане. В какой-то момент стало так громко от песен и так пестро от костюмов, что у меня появилось ощущения путешествия по времени: еще 10 минут назад здесь, прямо на этом месте ничего не было, а сейчас здесь происходит что-то невообразимое. От этого зрелища захватывает дух, смотря на них ты не можешь не радоваться. Эта радость была абсолютно заразной, она передавалась воздушно-капельним путем. Ватага маланкует, Цыган бьется с Медведем, люди пьют самогон, пускают салюты, дети сидят на плечах у родителей, чтобы получше разглядеть каждого персонажа. Кажется, будто бы вся жизнь, которая есть на планете Земля, сосредоточена сейчас в одном маленьком украинском селе, а остального мира будто бы и вовсе нет.

<b>Маланка_MAN</b>

После кута Путна мы садимся в машину и по заледенелой дороге едем на кут Тражани, он находится на возвышенности. Здесь все уже гораздо веселее: дело в том, что для местной ватаги это была уже не первая хата, и участники изрядно выпили самогона, а своя бутылочка есть у каждого маланкаря. Мы выходим из машины и встречаем Маланку – навстречу нам идут Медведи, но уже не "копиці", а "крилаті". Это медведи с огромными соломенными крыльями, украшенными дождиком и гирляндами. Их крылья сверкают и освещают путь практически в абсолютной темноте. К нам подходит колядующий в костюме Бабы и начинает постукивать нашего друга палкой, прося денег. Мы даем денег и маланкарь предлагает нам самогона, мы его охотно выпиваем. Маланкарь в ответ нам переливает в отдельную бутылку и дает с собой за символические деньги, как гостинец. Через пару минут на нас нападает группа гораздо побольше, состоящая из разных нетипичных персонажей – Невесты, Младенца и тд. Честно сказать, сначала это очень страшно, но ощущение, что ты сейчас часть какой-то большой традиции, пересиливает любой страх. Мы даем денег и начинаем болтать с ребятами. Они снимают свои маски, и страх уходит, перед нами стоят молодые, добродушные парни, практически все на заработках в Бельгии, Польше и Италии. Они нас угостили другим самогоном, с барбарисом. Он оказался гораздо более вкусным, чем предыдущий. Это вообще стандартная история взаимодействия приезжих с Маланкой: к тебе может выбежать кто-то из ватаги и начать "нападать", ты даешь денег — тебе в ответ дают самогон и рюмку, вы с колядником на пару выпиваете, говорите за жизнь и прощаетесь.

Меня переполняли эмоции, когда мы вернулись в наш дом. Мы пошли к центральной улице на следующий день, но по ощущениям это уже не совсем то. Поэтому на Маланку лучше смотреть зимней холодной ночью, согреваясь локальными напитками. Ощущение, что мы с друзьями стали свидетелями чего-то уникального меня не покидало и по возвращению в Киев. У меня случилось эмоциональное сотрясение мозга, и этот день рождения я точно запомню на всю жизнь — как один из самых счастливых дней не только для меня, но и для одного села на самом краю Украины, где каждый, с мала до велика, считает празднование жизни делом чести.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.