Богиня Флора: как научиться составлять букеты
Увлечение цветами — популярное и увлекательное хобби. Юлия Борисенко училась флористике в Лондоне и нашла в этом искусстве скрытые смыслы.
Меня всегда окружают цветы, даже если я живу в отеле. Когда приносишь в дом живое растение – ветку или цветок, — это меняет энергетику и атмосферу. Весной в Нидерландах я в очередной раз поразилась тому, как люди вплетают цветы в свою повседневную жизнь. В отличие от Украины, где интерьер принято украшать горшечными растениями, в Голландии отдают предпочтение срезанным. А горшки всегда стоят на улице — на балконах, ступеньках, на крыльце. Не знаю, любовь к цветущим растениям у местных жителей в ДНК или навеяна натюрмортами великих голландцев, но в Нидерландах цветы повсюду — в отелях, магазинах, кофейнях, музеях и на улице.
Меня это так вдохновило, что неожиданно для себя я решила поучиться флористике. Краткое изучение истории вопроса показало: мировой центр цветочного искусства находится не в Голландии, как я всегда думала, а в Лондоне. Из пяти известных школ британской столицы, о которых знал Google, я выбрала London Flower School. Остановилась на программе, рассчитанной на четыре недели. Она предполагала составление цветочных композиций, классических английских букетов, настольных украшений и гирлянд, стен и водопадов из цветов. К концу курса студентов обещали научить цветочному дизайну любой сложности – хоть для личных нужд, хоть для оформления модных показов.
В школу может записаться любой желающий: экзаменов нет, достаточно знать английский. И преподаватели, и студенты – из разных стран, от Бразилии до Новой Зеландии. Случайных людей практически не бывает: стоимость обучения – около 6 тысяч фунтов. У нас на курсе были люди из модной индустрии, профессиональные флористы, основатели ивент-агентств. Занятия групповые, проходят ежедневно, длятся по шесть часов. У каждого студента — большой стол для работы; инструменты — ножницы и секаторы; перчатки, чтобы защитить руки, и фартуки. В группе может обучаться до 15 человек, с ними занимаются два-три преподавателя. Иногда присоединяются студенты с других курсов – чтобы изучить определенную тему.
Быстро выяснилось, что работа флориста нелегка, а временами просто изнурительна. Охапки цветов и зелени весят тонну, а переносить их нужно самостоятельно. Любую композицию приходится какое-то время удерживать на весу, а если она ниспадает — например, с потолка или подвесной конструкции, – то еще и на поднятых руках, балансируя на лесенке. Я в отличной форме, но каждый день после занятия еле доходила до кровати. Нагрузка оказалась сопоставима с тренировками в зале, но уроки были настолько вдохновляющими, что, немного отдохнув, я снова принималась составлять букеты – на этот раз для собственного удовольствия.
Занятия включают теорию и практику. Каждому выдают корзинку с цветами — такую же, как у преподавателя. Наставник демонстрирует технику, составляя букет, а студенты пытаются это воспроизвести. Цветы можно выбирать другие, а вот технику важно повторить. С первого раза, как правило, не получается ни у кого.
Задачи от занятия к занятию становились все сложнее: сначала простые букеты, потом — композиции в вазах и подвесные, канделябры, оформление пространств. На уроке по созданию корон из цветов (как у Бейонсе и Рианны на обложках Vogue) нам рассказывали, что древние предшественники таких корон – лавровые венки, как у Гая Юлия Цезаря (символ связи с богом), и цветочные, как на картине "Весна" Боттичелли (символ вечной юности).
На занятии по свадебному дизайну я узнала, что британская королевская семья предпочитает каскадные букеты – вроде того, что был на свадьбе у принцессы Дианы. Чтобы создать такой водопад из цветов, требуется сложная проволочная конструкция – вес такого букета может достигать 3 кг. В каждый свадебный букет помещают веточку мирта из королевского сада — по традиции, сложившейся еще при королеве Виктории в середине XIX века.
Я узнала, что понятие "дорогие цветы" в каждой стране свое. В Англии это хризантемы (7 фунтов за штуку), а в Японии – ландыши, крохотный пучок которых может стоить 40 фунтов. Существуют и цветы-парии. Так, на постсоветском пространстве люди часто презирают гвоздики – причем совершенно незаслуженно. Сегодня их разновидностей так много, а сам цветок такой фактурный, что пора пересмотреть свои взгляды: гвоздики невероятно хороши в композициях.
Было интересно узнать, что существуют цветочные аукционы, которые открываются ночью. В Лондоне флористы размещают заказ в 3 утра, а в 6 цветы уже у их порога. Биржа закрывается к 11 – и покрывает потребности целого мира. Интересно, что, работая над оформлением свадьбы или любого другого мероприятия, флорист никогда не согласовывает "поименный" перечень цветов – просто потому, что в конкретный день их может не оказаться на аукционе. Заказчик утверждает только цветовую гамму и бюджет, остальное отдается на откуп специалистам.
Как и дизайнеры на модных показах, флористы работают с mood- и color-бордами, стараются максимально проникнуться историей. Сделать мудборд несложно – надо отталкиваться от темы и брифа. Например, для сицилийской свадьбы выбирают картинки, которые отражают все локальное: колорит, оттенки, традиции, историю. Тут непременно будут лимоны и другие цитрусовые; сочные, яркие цвета – синий, красный, желтый; ароматы трав и пышная зелень.
Помогает внимание к деталям: где люди познакомились, что их объединило, какие цветы невеста любила в детстве, как пахло в саду у бабушки жениха и так далее. Что касается цветовой гаммы, то на нее влияет освещение, цвет стен, платья невесты, галстуки жениха, время суток и многое другое. Достичь идеального результата помогают скетчи – это увеличивает расходы, но позволяет избежать неудач.
Непростые задания – например, оформление витрины для парфюма или создание декора для греческой свадьбы – требовали участия всей группы. Глава команды (его выбирали рандомно) должен был не просто следить, чтобы все уложились в дедлайн, но и организовывать синхронную работу и всё контролировать. А вдобавок оценивать композицию и сверху, и снизу, и анфас – с тех точек, с которых ее потом увидят зрители. На самом деле флористы редко работают в одиночку – по крайней мере, когда надо создать что-то масштабное. Так, на одном из занятий мы оформляли собор с готическими фасадами и часовней с арками и стрелами. Мы превратили его в диковатый, чуть заброшенный, но очень элегантный английский сад: возвели деревья, устлали мхом, создали ниспадающие и восходящие композиции.
Выяснилось, что главное в работе флориста – вовремя остановиться, чтобы не перестараться с декором. Тут я наконец поняла, что имеют в виду парфюмеры, когда говорят, что в композиции важно уметь поставить точку – и больше ничего не дорабатывать, чтобы не испортить. Проблема в том, что, начиная работу, редко представляешь себе финал – чаще всего это абсолютная импровизация.
Меня пленило искусство икебаны, когда можно взять всего три стебля, закрепить их под разными углами – и выразить тем самым мысль, идею или настроение. Искусство икебаны всегда было целой философией и регулировалось сводом правил. Тут тоже есть некая параллель с духами: еще не так давно "носом" мог стать только мужчина, рожденный в Грассе, в семье парфюмеров. Икебанистом до недавнего времени тоже мог стать только мужчина из обеспеченной семьи, в которой мастерство передавалось по мужской линии. Сейчас это японское искусство доступно каждому, и икебану чаще всего составляют для себя, чтобы привести в порядок мысли и унять беспокойный ум.
Цветы очень востребованы в моде. Чего стоит только показ Dries Van Noten, для которого Азума Макото, японский флорист и звезда № 1 в этой сфере, две недели создавал огромные ледяные скульптуры с цветочными композициями внутри/
Можно вспомнить и первое шоу Рафа Симонса для Dior Couture 2012, где в оформлении использовали около 2 млн живых цветов.
Во флористике, как и в моде, есть тренды. Главный из сегодняшних – работа с сезонными цветами. Достаточно составить их вместе – и можно любоваться. В документальном фильме Dries (2017) о Дрисе ван Нотене отлично показано, как это бывает на практике: дизайнер со своим бойфрендом методично и неспешно составляют букеты для дома из цветов и трав, собранных в своем саду. Не стоит думать, что это роскошь, доступная только счастливым обладателям собственных угодий. Можно взять обычный укроп – те самые пышные желто-зеленые зонтики, которые используют для засолки огурцов, поставить охапку в вазу – и получить роскошный букет.
И, кстати, это попадание еще в один тренд – когда в оформлении используется только зелень. Новичкам полезно знать: любая композиция имеет точные параметры — объем, цвет и линия. Можно взять два крупных цветка (например, гортензии) — получится цветовой центр, добавить стебли или ветки – выстроится вертикаль, а листья придадут объем. Композиция готова. Главное — начать. Чем больше практикуешь, тем лучше получается. И это чистой воды медитация.
Сейчас я понимаю, что знания, полученные в школе, важно наслаивать на свое мировоззрение, на локальные традиции. Недостаточно просто освоить технику – в конце концов, технике можно научиться, просматривая ролики на YouTube, – нужно свое видение. Чтобы его развить, полезно ходить в музеи, любоваться натюрмортами и пейзажами: великие художники знали, как создать глубину, пропорции, цвет, как передать настроение, используя детали. Важно читать книги, смотреть альбомы по искусству, ходить в городские сады и парки, заглядывать на рынки и в цветочные лавки. И мне кажется, такой способ замедляться и искать гармонию подходит всем.