Говорить как Цицерон: несколько правил ораторского мастерства
С началом осени, университетских и школьных семестров, а также активных переговоров снова актуально ораторское мастерство. Vogue.ua вспоминает тренинг по искусству ораторского мастерства в Академии ДТЭК Александра Заемы – и главные правила ораторского искусства.
Жесты, которые сопровождают любой спич, всегда во благо. Они оживляют картинку, располагают слушателей, дают нужную эмоциональную окраску даже самой нейтральной и безликой информации. Надо иметь в виду несколько правил: жесты должны быть открытыми. Если совсем просто – подмышки не должны быть зажаты. Чем больше аудитория, тем выше и шире может быть жестикуляция. Еще одно правило: жест не должен быть отрывистым и как будто застенчивым. Вполне возможно задержать жест, донося какую-то мысль до собеседников. Ну и, конечно, жесты должны быть уместными – то есть соответствовать духу и смыслу речи (презентации, выступления, доклада).
Жесты бывают разные: указательные (причем указывать можно и рукой, и взглядом), изобразительные (вроде того, которым изображают песочные часы), ритмичные (например, несколько рубящих движений ребром ладони) – и еще много разных. Очень выразительная жестикуляция – у Барака Обамы. Именно его выступления советуют смотреть тренеры по ораторскому мастерству.
Тем, кто не привык жестикулировать, поначалу кажется, что движения руками выглядят странно и неестественно. "В книге "Гении и аутсайдеры", – говорит Александр, – есть теория о том, что овладеть любым мастерством можно, если заниматься им 10 тысяч часов. Поэтому так важна практика". Чтобы натренировать жестикуляцию, можно играть с друзьями: одно и то же предложение (первое попавшееся, сайт vogue.ua в помощь) произносить с разной интонацией – и разными смысловыми ударениями. Вот буквально, берите любой заголовок материала – и пробуйте "прожестикулировать" его.
Частая ошибка выступающих – вещать в пустоту, обращаясь внутренним взором к "чертогам разума". Это провальная тактика: аудитории важно понимать, что перед ней живой человек, который не просто бубнит себе под нос или ведет бесконечный монолог, а спикер, который делится своими мыслями и находками прямо здесь и сейчас.
Для этого надо смотреть в глаза слушателям: и тем, кто на задних рядах, и тем, кто по разным флангам. Часто наладить зрительный контакт помогают вопросы "в зал".
Кто-то называет их "слова-паразиты", кто-то – "атавистические звуки". Это те протяжные "эмммм", "ммм", "эээээ" и всякого рода "вот", которые люди используют, чтобы заполнить паузы при построении фраз. "Ничего страшного не будет, – говорит Александр, – если на обдумывание вопроса или формулировку спикер возьмет небольшой тайм-аут. Часто это не просто воспринимается нормально, но еще и вызывает уважение: человек внимательно относится к сказанному". Пауза – это еще и мощный инструмент, который позволяет завоевать и удерживать внимание аудитории. Главное правило тут – театральное: взял паузу – не бойся держать ее как можно дольше.
Иногда случается, что в конце выступления спикеру "прилетают" неприятные, а подчас –откровенно хамские вопросы. Безусловный рефлекс практически любого человека – начать на вопрос отвечать и вовлекаться в совершенно ненужную полемику, из которой трудно выйти победителем. Спикер рефлекторно начинает оправдываться – и тем самым сводит на нет успех, достигнутый ранее, либо начинает атаковать в ответ – что тоже часто лишает его симпатий аудитории. В то время как самая верная тактика – критично оценивать вопрос. И помнить: его цель – не получить ответ по сути, а выбить из колеи.
При работе с неприятными вопросами есть несколько правил:
1. На них можно не отвечать. По сути, это тоже ответ.
2. За вопросы можно благодарить. Вопросам можно делать комплименты. Вопросы можно оценивать, в том числе и критично. И во всех случаях вопросы надо анализировать.
3. Не спешить отвечать – и не бояться держать паузу.
4. Говорить в ответ "Не знаю". Либо беззаботно пожав плечами, либо честно разводя руками.
5. Если вопрос непонятен, то лучше уточнить у визави, что он имеет в виду.
6. Часто работает прием, когда любой ответ начинается с "Да". В конце концов, всегда можно добавить "Но". "Да, но нет".
7. Никогда не помешает ирония – но она требует достаточно хорошей реакции и интеллекта.
8. Работают энкоды – парадоксальные, часто не имеющие никакого смысла утверждения, которые, впрочем, уместны практически в любых ситуациях: например, "Люби вопрос в ответе, а не ответ в вопросе" или "Не задавайте страшных вопросов, чтобы не получить страшных ответов".
Ответы на неприятные вопросы можно и продумать заранее. Заучить до автоматизма – и беззастенчиво пользоваться. Например:
Вопрос:
Зачем вы нам сейчас все это рассказываете? Вы понимаете, что все это – чушь?
Варианты ответов:
– Хм. Чушь? – Интересно. А в какой момент у вас сложилось такое впечатление?
– Я не вам.
– Могу спеть
– А какой ответ вы хотите от меня услышать?
Вопрос:
– Вам не стыдно такую ерунду молоть?
Варианты ответов:
– Давайте начнем с критериев. Что вы подразумеваете под термином "ерунда"?
– Любопытная обратная связь. Следующий вопрос, пожалуйста
– Что мы все обо мне да обо мне. А как вам в целом?
– Как ваш вопрос относится к сказанному?
Если вопрос действительно в точку, неприятный или болезненный, допустимы такие формулировки:
"Я понимаю, о чем вы, но давайте разграничивать ("личное и работу, эмоции и конструктив и т.д.)"
"Для меня это непростой вопрос. Вы позволите не отвечать?"
Мягко поставить оппонента на место помогает встречный вопрос: "Вы сейчас серьезно об этом спрашиваете?"
Чтобы речь была чистой и внятной, стоит делать артикуляционную гимнастику. Простейшие упражнения надо практиковать ежедневно. Перечень можно посмотреть, например, здесь.
Хорошо проговаривать с максимальной четкостью сочетания звуков:
кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты
бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы
зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры
Таких сочетаний довольно много, их можно найти в Google. Главное правило – артикулировать преувеличенно четко, "как если бы вы объясняли что-то недалекому человеку через толстое стекло", – говорит Александр.
Помогают откалибровать речь чистоговорки:
"Гонец с галер сгорел"
"А мне не до недомогания"
"Ми свій фундамент перефундаментувАли, перевИфундаментували, перефундаментуйте, перевифумдаментуйте ви свій"
Если они кажутся непроизносимыми, надо взять пробку от шампанского, зажать ее в зубах – и проговаривать чистоговорки так. После пяти минут практики можно вынуть пробку – и насладиться тем, как легко вылетают звуки
– Фильм "Король говорит"
– Выступления TED
– "Невероятное тело человека" National Geographics
– "На линии огня", Сергей Кузин
– "Пиши и сокращай", Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
– "Идеальный аргумент", Вадим Петровский, Алексей Ходорыч
Благодарность за помощь в подготовке материала: Academy DTEK