Оскар-2018: лучшие фильмы на иностранном языке
В ожидании юбилейной церемонии Оскар Vogue.ua рассказывает об иностранных фильмах, соревнующихся за главную награду. В этом году за статуэтку Американской киноакадемии поборются фильмы из Швеции, России, Венгрии, Чили и Ливана. Некоторые из них уже отметили наградами на Берлинале, кинофестивале в Каннах и Венеции.
За последний год шведская комедия Рубэна Эстлунда "Квадрат" собрала немало наград на различных кинофестивалях. Фильм получил специальный приз жюри в Каннах и одержал победу сразу в шести номинациях от Европейской киноакадемии.
Это остроумная, интеллектуальная картина о несовершенном европейском обществе, поданная сквозь призму современного искусства. Кристиан – куратор музея современного искусства в Стокгольме – готовит новую экспозицию. Ее главный экспонат – инсталляция "квадрат", внутри которого по задумке художника любой может рассчитывать на помощь и взаимопонимание. Арт-объект становится метафорой всего фильма. То, к чему квадрат призван подталкивать людей, в реальной жизни не приходится наблюдать слишком часто. Эстлунд чередует сцены из светских вечеринок и званых ужинов с кадрами бездомных, просящих милостыню. Он показывает мир взаимного равнодушия, где каждый занят самим собой. В фильме немало забавных курьезов, которые подшучивают и над современным искусством. Уборщик случайно выбрасывает в мусорник часть инсталляции, интервью с художником перебивают непристойными криками из зала, гости музея спешат на фуршет, забыв о всяких приличиях.
Главные герои семейной драмы Звягинцева Женя и Борис разводятся. Пока они ищут покупателей для своей квартиры и выясняют отношения, их двенадцатилетний сын, слыша ссоры родителей, решает сбежать из дома. Взрослые слишком заняты своей личной жизнью – у Бориса беременная любовница, у Жени роман с обеспеченным мужчиной, а еще работа, новости, соцсети – чтобы заметить, что их сын исчез. Название ленты говорит само за себя. Фильм действительно о нелюбви – супружеской и родительской. Взаимно здесь равнодушие, взаимные здесь ненависть и обида, а в совокупности все эти чувства ломают жизни сразу нескольким героям (и в первую очередь ни в чем не виновному маленькому мальчику Алеше). Возможно, в любом другом фильме общие поиски сына бы сблизили героев, но у Звягинцева все наоборот: они лишь еще сильнее винят друг друга в случившемся, а их взаимная ненависть достигает апогея.
Андрей Звягинцев уже не впервые оказывается в списке номинантов на Оскар. В 2015-м его фильм "Левиафан" также претендовал на главную кинопремию, но тогда победу в номинации одержала польская драма "Ида".
Герои фильма работают на скотобойне в окрестностях Будапешта. Не самое романтичное место для лавстори, однако и сами герои не весьма обычные. Мария – инспектор по качеству мяса, необщительная, замкнутая и очень дотошная в работе, Эндре – руководитель финансами, одинок и тоже не слишком разговорчив. Как оказывается позже, они видят одинаковые сны, где в облике оленей встречаются в заснеженном лесу. Герои очень неумело и неуклюже строят отношения, что придает картине комизма. Им приходиться преодолевать собственные комплексы и страхи. Режиссер не пытается сглаживать неврозы главных героев, но в тоже время выдерживает баланс между юмором и драмой.
Режиссер ленты Себастьян Лелио не сразу открывает все карты об истории своей главной героини – она девушка-трансгендер. Марина – официантка, у которой умирает возлюбленный Орландо. Она страдает не только от боли утраты, но и от нападков всей его семьи. Кроме того, полиция имеет подозрения в ее причастности к смерти мужчины.
Этот фильм больше, чем просто социальная драма о проблемах трансгендеров в обществе. Она о силе человеческого духа, о жестокости, которую люди то и дело выплескивают друг на друга, о необходимости быть стойким при любых обстоятельства. Одной из метафор фильма является сцена, где Марина идет против сильного ветра. Она упрямо противостоит стихии, так же, как ежедневно борется с жизненными обстоятельствами, враждебностью окружающих и их едкими издевками. Действительно, фантастическая женщина.
Как бытовая ссора может перерасти в судебное разбирательство общенационального масштаба -знает режиссер из Ливана Зиад Дуэйри. Его фильм "Оскорбление" – социальная драма, сюжет которой разворачивается вокруг конфликта ливанского христианина Тони и палестинского мусульманина Ясира. Кажется, эти люди ненавидели друг друга еще до того, как встретились, из-за своих религиозных и политических убеждений. Вскоре ссора приводит обоих в зал суда.
Двое упрямых мужчин на самом деле имеют много общего. Им обоим приходится тяжело работать, чтобы обеспечивать семью, оба – любящие примерные мужья, но героев больше беспокоят их отличия. Принципы и гордыня оказываются важнее человеческих чувств. К тому же, не последнюю роль в этом конфликте сыграли медиа: противостояние между ливанцами и палестинцами достигают общенационального масштаба. Ленту презентовали в прошлом году на Венецианском кинофестивале.
Читайте также:
5 главных фильмов февраля