Как снимали драму "Забуті" – один из самых ожидаемых украинских фильмов года
В украинский прокат выходит фильм "Забуті" Дарьи Онищенко. Это драма об отношениях 30-летней учительницы и 17-летнего парня, которые живут в оккупированном Луганске: она принимает решение остаться в городе и продолжить преподавать детям украинский язык, а он – вывешивает на крышу школы украинский флаг. Мировая премьера ленты "Забуті" состоялась в 2019 году на кинофестивале в Варшаве, где фильм получил специальную награду жюри, а украинская – на недавно прошедшем кинофестивале "Молодость".
Непростая роль в фильме досталась художнице Марии Куликовской (в 2018 году Маша была героиней арт-номера Vogue UA): она играет журналистку пропагандистского канала, который создает фейковые новости об Украине. В одной из сцен "журналистка" расстреливает скульптуры – это скульптуры самой Куликовской, которые в 2014 году находились в арт-центре "Изоляция" в Донецке и действительно были уничтожены боевиками. О работе над фильмом vogue.ua расспросил Машу Куликовскую и режиссера Дарью Онищенко.
Дарья Онищенко: Наверное, триггерами для меня, как и для многих современных кинематографистов, художников, музыкантов, стали сначала Майдан, а затем и сама война. Но еще за год до Майдана я работала над историей об Украинской Хельсинкской группе. Действие фильма происходит в конце 1980-х годов, но речь шла также о борцах за независимость, о борьбе за язык и самоидентичность. Затем нахлынули все эти трагические события... Сначала я вообще не могла работать над сценарием, занималась волонтерством, затем вернулась к написанному и решила, что должна делать фильм о настоящем. Мне важно, чтобы за границей (Дарья живет в Германии – Прим. ред.) узнали эту историю о людях с Востока именно сейчас. Фильм "Забуті" – это сложная семейная драма об отношениях мужчины и женщины, которые живут вместе, но потеряли доверие друг к другу и уже много лет не смотрят друг другу в глаза. И вопреки всему все равно друг друга любят. У нас получился довольно необычный любовный треугольник. Я не могу сказать, что отношения Нины с ее учеником Андреем – это страстная любовь. Возможно, кто-то увидит ее именно такой. Но роман с учеником – это бегство от реальности, протест против действительности вокруг, своего рода детский идеализм главной героини.
Дарья Онищенко: Я ездила на Восток Украины, общалась со многими переселенцами, с военными. Мне кажется, что у нас получился правдивый фильм на основе реальных историй. Он обобщает судьбы многих людей с Восточной Украины и из Крыма. История учительницы в фильме и история парня построены на реальных фактах.
Дарья Онищенко: Мне лично было трудно снимать сцены на блокпостах, мы снимали в очень суровую холодную погоду, шел снег. И сама атмосфера съемок очень напоминала действительность. Вообще, когда видишь эти вымышленные границы, эту идиотскую сепаратистскую символику на костюмах актеров, уже от этого становится жутко, не по себе.
Дарья Онищенко: Мы показали фильм на Варшавском кинофестивале, в Португалии, Италии, Швейцарии, в Австрии. После каждого показа люди говорили, что действительно мало знают о том, что сейчас происходит в Украине. То, что ситуация в зоне конфликта все еще очень напряженная, в Европе уже почти никому не известно. Вообще наш фильм помогает европейскому зрителю разобраться в причине самого конфликта, осознать почему именно мы, украинцы, так отстаиваем свою землю, так стремимся вернуть свои территории. Тема фильма понятна иностранному зрителю, потому что он показывает судьбу украинских беженцев, переселенцев. Для Европы, которая за последние годы приняла к себе огромное количество беженцев из многих стран, эта тема близка и важна.
Дарья Онищенко: С Машей я познакомилась во время ее выставки в Мюнхене, когда уже готовилась к съемкам фильма. Тогда я увидела ее скульптуры и была поражена: энергетически это очень наполненные работы, они притягивали к себе, как магнитом. Я познакомилась с Машей и узнала от нее историю этих скульптур. Я поняла, что ее история имеет прямое отношение к теме нашего фильма. Нам было важно напомнить о той трагедии, которая произошла на заводе "Изоляция" в 2014 году, когда боевики использовали скульптуры Маши в качестве мишеней (об этом можно прочесть в большом интервью Куликовской для Vogue UA).
Маша Куликовская и Дарья Онищенко на съемках фильма
В нашем фильме Мария играет и небольшую роль – журналистку пропагандистского телеканала. Это актерский дебют Марии, но как у профессионального перформера у нее есть опыт работы перед камерой. Марии удалось с юмором и вкусом воплотить этот образ — человека, которого она презирает. Это своего рода ее реванш. Я люблю жизненную правду на экране. Перформанс Марии — отдельный элемент в фильме. Она подарила нам свою энергию, свои переживания, эмоции: благодаря ей фильм пополнился еще одной правдивой жизненной историей.
ФОТО
Маша Куликовская: В ленте "Забуті" я не просто сделала перформанс, расстреляв свои фигуры-слепки, но и сыграла роль журналистки-пропагандистки. Изначально у меня был некий внутренний конфликт: не была уверена, что хочу играть кого-то, ведь для меня очень важно оставаться настоящей, а не имитировать. Но потом внутри себя решила, что моя героиня – это продолжение перформанса с расстрелом, это собирательный образ, антигерой. Это не актерство или имитация, а углубленный анализ того, что произошло в реальной жизни с моими скульптурами. После съемок в фильме я поняла, что теперь я по-настоящему мультимедийный художник, который может работать в разных жанрах. Кстати, актриса Мерил Стрип заканчивала магистратуру в Йеле на факультете изобразительного искусства и она отличная художница, но мало кто об этом знает. Хотя, мне кажется, она смогла стать выдающейся актрисой именно благодаря своим глубоким знаниям и пониманию визуального искусства, ведь это основа основ.
Маша Куликовская: Идею с расстрелом собственных скульптур я вынашивала давно – задолго до картины "Забуті". Первым таким вот жестоким перформансом со скульптурами стала акция Happy Birthday, когда я полностью обнаженная разбила молотком одну из мыльных фигур на открытии выставки в Saatchi Gallery в Лондоне. После этого я облила кровью ту самую разбитую скульптуру уже на открытии собственной персональной выставки в том же Лондоне. А потом был перформанс "Люстрация" в Мистецькому Арсенале – смыливание одного из слепков с моего тела в ледяной ванне, проект, который задокументировал украинский Vogue в арт-номере в 2018 году. И теперь, на съемках фильма, я расстреляла свои скульптуры. Теперь я знаю, как все происходит на самом деле на войне. Воссоздать все, прочувствовать – психологически важно для меня. Этот перформанс дал мне возможность понять, что только я одна могу по-настоящему быть хозяйкой собственного тела и собственной жизни.
Маша Куликовская: Когда мы с Дашей решили, что делаем перформанс с расстрелом скульптур и я прочитала сценарий всего фильма, я попросила ее, чтоб она позволила мне попробовать побыть (именно побыть) "журналисткой" в ее ленте. Даша рискнула. Я представила, что "журналистка" – это молодая женщина, которая живет в богом забытом городе, в эпицентре войны, где нет никакого будущего, а она хочет жить красиво, как в голливудских фильмах, и для этого ей нужны деньги. Она снимает фейковые новости у себя же в квартире на зеленом экране, использует все доступные методы пропаганды для того, чтоб выжить, ровным счетом, как и главный герой картины – контрабандист Юрий. Я не ненавидела "журналистку", а понимала, что она сама запуталась и невероятно сильно устала, она понимает, что ей уже не выпрыгнуть из собственноручно созданной ситуации. Что ее ждет впереди?.. Я просто попыталась поставить себя на ее место, показать ее без манипуляций и осуждения...
Фильм "Забуті" выходит в украинский прокат 3 сентября