Каннский лауреат Пон Чжун Хо — о съемках фильма "Паразиты"
1 августа в украинский прокат выходит фильм, получивший "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля – "Паразиты" режиссера Пон Чжун Хо. В Каннах фильм встретили 20-минутной овацией. О том, почему эта история получила название "Паразиты" и чем опасен капитализм, vogue.ua рассказал режиссер Пон Чжун Хо.
Пон Чжун Хо – самый признанный в мире южнокорейский режиссер. В 2014 году его постапокалиптический триллер "Сквозь снег" с Тильдой Суинтон в роли жуткой диктаторши Мейсон был признан одним из лучших фильмов года, а в 2017-м его "Окча" (там также снялась Суинтон) боролась за Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. После 10 лет работы в международных проектах режиссер вернулся в Южную Корею ради фильма "Паразиты". Его герои – две очень разные семьи. Одна живет в убогой полуподвальной квартире, у отца неудачи в бизнесе, сын и дочь неоднократно проваливали вступительные экзамены в университет. Вторая семья успешна и богата: отец возглавляет IT-компанию, у него прекрасная молодая жена, милая дочь-старшеклассница и маленький сын. Они нувориши, крепко стоящие на ногах. Интрига начинается, когда при помощи фальшивого диплома и личного обаяния парень из бедной семьи становится репетитором дочки богачей. Что происходит дальше – секрет: режиссер просит прессу не разглашать сюжет и не допускать спойлеров, чтобы фильм стал настоящим сюрпризом для зрителей.
О своем фильме Пон Чжун Хо рассказывает сам.
Сначала все ожидали, что "Паразиты" будут фильмом о монстрах или, как минимум, научной фантастикой. Тем более что название моего предыдущего фильма — "Вторжение динозавра". Но, как я уже говорил, главные герои картины — члены семьи, живущей в реальном мире. Есть люди, которые надеются сосуществовать с другими в симбиозе, но когда это не получается, они вовлекаются в паразитические отношения. Это человеческая драма, которая пропитана духом времени. Хотя сюжет состоит из ряда специфических и самобытных ситуаций, эта история вполне могла произойти в реальном мире. Она выглядит как сюжет из новостей или социальных сетей, перенесенный на большой экран. То есть это довольно реалистичная драма, похожая, правда, на ужасающий триллер.
Я думаю, что лучшая иллюстрация к неравенству в нашем обществе – это мрачная комедия. Мы живем в эпоху, когда господствует капитализм и у нас нет ему альтернативы. Не только Корея, но и весь мир сталкивается с ситуацией, когда капиталистические догмы невозможно игнорировать. В реальном мире пути людей, таких как наши безработные герои и семья Паков, вряд ли когда-либо пересекутся. Единственный шанс — это найм одних к другим в качестве репетитора или домашней прислуги. Тогда и случаются моменты, когда два полярных класса сходятся так близко, что чувствуют дыхание друг друга. В этом фильме две семьи оказываются в ситуации, где малейшее движение может привести к надлому и взрыву.
В современном капиталистическом обществе есть незримые рейтинги и касты. Мы стараемся их не замечать, смотрим на классовую иерархию как на пережиток прошлого, но реальность такова, что существуют границы, которые невозможно пересечь. Я думаю, что этот фильм обнажает неизбежные трещины, появляющиеся, когда два класса сталкиваются друг с другом.
Для этого фильма было важно собрать актерский состав, внутри которого все хорошо подходили бы друг другу, создавая эффектный ансамбль, как это бывает с футбольной командой. Они должны были с первого взгляда производить впечатление семьи, поэтому я много думал об актерах. Первым, кого я пригласил, был Сон Кан Хо. Затем я вспомнил "Окчу" с Чхве Ю Щик и подумал, что было бы забавно снять его в роли худощавого сына Сон Кан Хо.
После появилась похожая на него Пак Со Дам, которая обладает отличными актерскими навыками и характерным смутным чувством реальности. Она была утверждена на роль сестры. Было важно выразить физическую связь между членами семьи, так что мы искали актеров, которые были бы похожи друг на друга.
Что касается семьи Паков, я не хотел повторять типичный клишированный образ высшего общества, знакомый многим по корейским телевизионным драмам — нужны были актеры, которые создавали бы культурный семейный портрет. Меня всегда впечатляло многогранное обаяние Ли Сон Гюн, поэтому он и сыграл роль мистера Пака.