Я є жінка: все о выставке Петра Ряски в Bursa gallery
В галерее Bursa открылась выставка закарпатского художника Петра Ряски "Я і жінка. Ми є жінки" – самобытная рефлексия о женском начале в каждом из нас.

Петро Ряска живет в закарпатском селе Белки. В Закарпатье он один из самых активных художников: куратор и инициатор резиденции "Вибачте, вільних номерів нема" в Ужгороде, участник групповых выставок во Львове, Ужгороде, Польше, Италии, автор перфомансов и видео. В Киеве, тем не менее, Петра почти не знают: выставка в Bursa – по сути, его первый персональный проект в столице. Петро Ряска и его самобытное искусство, замешанное на традициях закарпасткой живописной школы, акциях радикальных западноукраинских художников в 90-е годы и особом мироощущении самого художника – загадка, которую страшно интересно разгадывать.



Выставка Петра называется "Я і жінка. Ми є жінки". Идею художник обьясняет просто – "Она о женщинах" – и сложно одновременно. Петро говорит, что этот проект – его "альтернативный взгляд на роль женщины в украинском обществе и в мире в целом. "В каждом из нас течет кровь. Кровь, которую передала нам вместе с жизнью мать. Кровь есть женщина. Мы есть женщины".

Художник рассказывает, что это понимание пришло к нему в довольно обыденных жизненных ситуациях. Например, в Закарпатье принято, что огородом и домом занимается женщина. Но Петро эту работу любит – и всегда помогал в огороде, на что соседка с детства говорила его матери: "Твій Петька як дівчина". То, как легко в обыденность вплетаются метафизические вещи, демонстрирует и одна очень трогательная зарисовка на выставке. На листе бумаги детской рукой нарисован портрет маленькой девочки. Это портрет Петра, который сделала одна девочка в Одессе. На неудоменный вопрос художника, почему его изобразили в виде девочки, ребенок сказал: "Потому что я девочка и не умею рисовать никого, кроме девочек".


Куратор галереи Bursa Юлия Курмангалина говорит, что Петро Ряска стал для нее открытием. "Мы поехали в Закарпатье, чтобы узнать о местных резиденциях. Познакомились и разговорились с Петром – в первую очередь как с куратором. Уже позже я узнала, что он невероятно интересный художник, "большой" живописец. Мне захотелось сделать выставку, но не просто выставку: скорее ретроспективу, чтобы показать все многообразие творчества Петра. Постепенно, общаясь с Петром, мы поняли, что женщина – ключевая тема его работ – в портретах, перформансах, видео".


Ретроспектива удалась: выставка занимает четыре небольших зала и представляет собой своеобразный лабиринт по миру Ряски. В нее вошли живопись, графика 2011-2019 годов и документация перформанса. Работы 2011-2013 и 2019 – совершенно разные: первые – большие живописные полотна, в которых легко узнать, что Петро родился, вырос и живет в Закарпатье, где сильна школа пейзажа; в то время как свежие работы – концептуальная абстракция. В них живопись смешана с прозой – совершенно особенными, авторскими зарисовками Петра о жизни в Белках, его соседях и традициях Закарпатья. Например, есть поэтичная зарисовка о том, как женщины в его селе выгуливают коров. Во многих работах – смешання техника: например, живопись и редимейд. Это касается триптиха "Чорна кухня", на котором изображены три женских портрета с реальными алюминиевыми чаниками в руках. Чайники когда-то принадлежали бабушке Петра, а сами полотна написаны на деревянных досках, которые когда-то были частью кровати бабушки и мамы Петра.
В некоторых работах заметно, что на художника повлияла иконопись. Его родные Белки знамениты на всю Украину барочной Свято-Успенской греко-католической церковью с редкими росписями 18 века – "невозможно было не находиться под влиянием этого барокко", – признается художник.
Выставка "Я і жінка. Ми є жінки" будет работать до 5 мая.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Мария Павлюк