Прекрасный бунт: зачем нужно посетить музей Ива Сен-Лорана в Париже
В новооткрытом музее побывала Наталья Гузенко, автор блога amuse-a-muse.com
Горячее желание попасть на открытие Музея Ива Сен-Лорана заставило фэшн-публику постоять в длинной очереди, но сам визит не на всех произвел одинаково сильное впечатление. Возможно, в этом разница между мастеровыми и творцами. Последних значительно меньше.
Смокинг, жакет-сафари, тренч, комбинезон… Для первого зала инаугурационной выставки кураторы выбрали самые знаковые творения Сен-Лорана, решившего изменить правила игры на Олимпе французского кутюра. "Ив Матье Сен-Лоран – парень, в котором есть искра", – застенчиво сказал о себе юный кутюрье в 1957-м году в своем первом интервью после показа своей первой коллекции для Дома Dior. Пройдет всего пять лет – и из искры возгорится пламя. Пресса назовет первую коллекцию Ива, созданную им для собственного Дома Yves Saint Laurent, "самым лучшим, что случалось с модой после Шанель". Свободные силуэты "весны-лета 1962" войдут в историю, а некоторые из них даже "выйдут на улицы", как и мечтал кутюрье. Без бушлата и тренча, показанных тогда на подиуме, сегодня сложно представить гардеробы француженок, столь восхваляемые во всем мире. В Музее эту коллекцию можно изучить детально – эскизам кутюрье в первом зале "предоставлена" целая стена.
"Если Шанель дала женщинам свободу, то ты подарил им силу и власть, – говорил о Сен-Лоране его партнер Пьер Берже. – Ты отлично понимал, что власть принадлежала мужчинам. Одев женщин в наряды с "мужского плеча", ты передал эту власть им. В твоих нарядах не было и намека на андрогинность. В них женщины, наоборот, смущали мужчин своим эротизмом".
Вступив на территорию социальной функции моды, Сен-Лоран оставался на ней до последнего дефиле в 2002 году. "Твои коллекции создали стиль эпохи", – писал Пьер Берже в "Письмах к Иву". – Ты увлекался модой, но никогда не следовал ей, оставаясь верным своему стилю. Ты был прав, потому что сегодня твой стиль можно встретить повсюду".
В Музее об этом особом видении Сен-Лорана многое расскажут наряды и аксессуары, но еще больше вы узнаете от сотрудников Дома. Кураторы предлагают посетителям посмотреть видео, в которых партнеры и коллеги Ива рассказывают о разных этапах работы над коллекциями. Кутюрье, ненавидящий все буржуазное, бросал вызов добропорядочным устоям общества: то выбирая для своих дефиле чернокожих моделей, то предлагая носить прозрачные блузы, обнажающие грудь. Сен-Лоран "превращал" работы художников в платья и жакеты, смешивал в коллекциях, посвященных Африке, Индии, Китаю, России, невообразимо яркие оттенки, дополнял свои творения вызывающей бижутерией.
В 1966-м Ив навсегда изменил ход истории моды, представив линию прет-а-порте Saint Laurent Rive Gauche. В 1971-м шокировал публику своим обнаженным портретом, снятым для рекламы аромата Pour Homme, и вызвал громкий скандал коллекцией, вдохновленной модой военных лет. А в 1977-м заставил негодовать "праведников" даже из-за названия Opium, выбранного для нового парфюма. Лишь после того, как вы окунетесь в атмосферу прекрасного бунта Сен-Лорана, отправляйтесь в его кабинет на втором этаже Музея. Там все увиденное ранее живо предстанет перед вами: вот кутюрье рассматривает образцы вышивки, здесь команда ателье представляет ему прототипы, а там Лулу де ля Фалез помогает задрапировать модель в ткань. "Все, что ты придумал, стало реальностью. Талант художника – заставить других увидеть мир по-иному, – был убежден Пьер Берже. – Мода – не искусство, но создавать ее могут только художники. Ты им был".
Читайте также:
Украшения и табу: новый проект ювелира Бетони Вернон
Сумка как искусство: новая коллекция Louis Vuitton и Джеффа Кунса