Самый знаменитый в мире фешн-сценограф Шона Хит о своих секретах успеха
У знаменитого fashion-сценографа Шоны Хит есть свои секреты успеха – и она готова их раскрыть.
Самолет из хлеба, испеченного в Париже специально для съемки Hermès; цирковое шапито, выросшее посреди сада для показа Dior Haute Couture 2019; модели, словно сошедшие с картин Иеронима Босха в съемке Bosched! для Love Magazine, – за самыми сюрреалистичными декорациями в сегодняшней моде чаще всего стоит имя Шоны Хит. Она абсолютный авторитет в своей сфере, в ее портфолио – плоды 20-летнего сотрудничества с фотографом Тимом Уокером, съемки с Крейгом Макдином и Inez & Vinoodh, кампейны для Dior, Prada, Miu Miu, витрины для Alexander McQueen, календарь Pirelli и еще десятки проектов. Вместе с тем Шона очень открыта и проста в общении. Мы легко договариваемся об интервью и минут сорок обсуждаем все на свете — от новой книги Маргарет Этвуд "Заветы" до способов справиться со стрессом на съемках. Шона много смеется и по-английски тонко шутит. За последние двадцать лет Хит своими руками создала сотни самых фантастических декораций, а на мой вопрос "Есть ли что-то, чего вы не умеете делать?" хохоча отвечает: "Разве что оригами".
Шона начала заниматься сценографией еще в студенчестве, когда изучала искусство и дизайн в университете Брайтона. "Перед последним курсом я взяла академический отпуск и устроилась на стажировку в студию The New Renaissance, которая специализируется на декорациях и костюмах для театра. Чем я там только не занималась! Тогда я понятия не имела, что собой представляет работа сценографа". Шона рассказывает, что приобрела хороший опыт, окончила университет и уволилась из The New Renaissance — "потому что хотела найти свой стиль". Первые самостоятельные проекты делала с подругой-стилистом, которая двадцать лет назад и познакомила ее с Тимом Уокером, – работа с этим фотографом определила художественный стиль Шоны. "Мы встретились у него дома в Лондоне: я притащила с собой альбомы с зарисовками и скрапбуки – он вынес из комнаты то же самое. Помню, как наслаждалась нашей встречей, притом что на тот момент не видела ни одной его фотографии, а он не был знаком с моими работами".
Шону Хит и Тима Уокера объединяет любовь к гротеску и причудливым вещам. В интервью для Музея Виктории и Альберта декоратор объяснила это так: "Меня далеко не всегда привлекает изысканная, абсолютная красота. Мне нравится ручная работа, а в вещах я ценю их неидеальность, которая вызывает вопросы "как это получилось?" и "кто же сел и сделал это и как вообще такая идея пришла ему в голову?". За 20 лет тандем Тима Уокера и Шоны Хит произвел на свет серию фантасмагорических съемок для Vogue Italia, Vogue UK, W magazine, AnOther Magazine, V MAN, но Шона сразу называет любимую – это история Bosched! для Love Magazine в 2016 году. Причудливые головные уборы, отсылающие к готике; совы и змеи; огромные мыльные пузыри и яйца, из которых только что вылупилось нечто, – Шона Хит вместе со стилистом Кэти Гранд и Тимом Уокером создала посвящение Иерониму Босху в год, когда мир праздновал 500-летие художника. "Это было невероятно, чистая магия. Мы снимали неделю — сегодня такое невозможно себе представить, — а готовились больше двух месяцев. С нами работали невероятные модели — Анна Кливленд, Грейс Бол, – и я до сих пор помню каждый кадр и каждую мизансцену с ними".
Шона управляет собственной маленькой студией в Далстоне и не привязана ни к одному крупному бренду, что дает ей полную независимость. "Когда мы начинаем работу над съемкой для модного бренда или журнала, на творческий процесс закладывают два-три месяца, а в конечном итоге мы делаем все в последние две недели, потому что ждем, когда деньги поступят на счет, чтобы декорации можно было запустить в производство". На вопрос о самой нелюбимой части работы Шона уверенно отвечает: "Это планирование бюджетов и попытки уложиться в определенные цифры. От этого я не получаю удовольствия вовсе. Иногда бывает, что есть очень интересный заказ, но у него нет бюджета – и ты расстраиваешься, потому что не можешь себе этого позволить". А любимая часть работы? "Это первые встречи с фотографом и стилистом. Отправной точкой для создания моих декораций всегда служит модный образ. Если модель, скажем, появится в кадре в синтетической ткани, которая очень "сай-фай", я подумаю: может быть, декорации должны быть максимально реалистичными? Или, наоборот, пространство тоже должно быть синтетическим? Может быть, речь о космосе? Всегда получается, что главный источник вдохновения для меня – одежда. Потом мы обсуждаем с фотографом его замысел и расходимся. Я "затихаю" на месяц – изучаю предмет, рисую. Если работаю с Тимом Уокером или Крейгом Макдином, то практически никогда не показываю эскизы на промежуточных этапах – приношу их только накануне съемки. Для меня это очень важно – знать, что мне безоговорочно верят".
Свежий проект Шоны – сценография выставки Тима Уокера Wonderful Things в Музее Виктории и Альберта, работа над которой заняла у нее два года. Тим выбрал десять предметов из коллекции музея и создал десять съемок по их мотивам, а задачей Шоны было сформировать в залах музея уникальную среду для этих работ. Например, для одного из залов Хит и ее команда полностью воссоздали часовню XVI века, а для другого сделали огромного железного дракона. "Первый уровень нашей работы — это извлечение отсылок и референсов из самих объектов, из декораций на фотографиях. Второй – история, которую мы рассказываем через сценографию каждого зала. В самом начале все это было похоже на разрозненные объекты Солнечной системы, которым я должна была придать гравитацию", — вспоминает Шона. Как справиться с таким объемом работ, количеством деталей и не сойти с ума? У Хит есть правило: она никогда не берется за два проекта одновременно и старается присутствовать на съемке лично.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Tim Walker, Tim Gutt