До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

130 лет назад, 27 августа, родился Ман Рэй – художник-сюрреалист, который изменил современную фотографию.

Ман Рэй

"Я наконец-то освободился от липкой краски и работаю непосредственно с самим светом". В 1922 году эту фразу произнес художник-сюрреалист Ман Рэй, и она определяет все его творчество.

Реклама

Настоящее имя художника – Эммаунил Рудницкий. Он родился в Филадельфии в семье евреев-эмигрантов, и в 1912 году его семье из-за антисемитских нападок пришлось сменить фамилию на Рэй. Ман Рэй с юности любил искусство, но его сознание в 23 года перевернуло знакомство с Марселем Дюшаном, революционером и провокатором, который в начале 20 века полностью изменил представление о том, каким может быть искусство. В 1913 на выставке в Нью-Йорке юный Ман Рэй увидел картину Дюшана "Обнажённая, спускающаяся по лестнице" – авангардное полотно, состоящее из кубистских лучей (к слову, через десять лет Ман Рэй сделает портрет Дюшана). В тот год картину Дюшана отвергли на нескольких выставках, но вскоре ее признают образцом искусства модернизма.

Работа Ман Рэя в парижском метро

Уже в 1915 году Ман Рэй провел первую выставку в Нью-Йорке, а в 1921 году переехал в Париж. В городе художников и богемы ему было комфортно. Его друзьями в Париже стали Коко Шанель, Пабло Пикассо, уже упомянутый Марсель Дюшан, Игорь Стравинский. Все они бывали в его мастерской на Монпарнасе, где Ман Рэй делал их портреты. И если свою карьеру он начал как художник, то именно в Париже занялся фотографией, которая позже принесет ему мировую славу. Причина была проста. "Я не мог найти никого, кто мог бы сделать фоторепродукции моих картин так, как я хотел. Поэтому пришлось заняться фотографией самому".

Вскоре Ман Рэй уже делал фотографии объектов, мало чем отличавшихся от "реди-мейдов" Марселя Дюшана – обычных объектов, получивших в начале 20 века статус искусства. Одна из самых известных его серий – фотографии "Мужчина" и "Женщина" – поражает простотой и гениальностью одновременно. "Мужчина" – это фотография венчика для взбивания яиц, он напоминает зрителю мужские гениталии. Для "Женщины" Ман Рэй собрал оборудование из своей мастерской: два сферических металлических отражателя и шесть прищепок, прикрепленных к стеклянной пластине таким образом, чтов очертаниях можно было увидеть грудь и спину женщины. Это и есть дадаизм – авангардное течение в искусстве начало 20 века, создание которого приписывают именно Ман Рэю. Нет правил и канонов, нет ничего объективного, а искусством может быть все вокруг.

Главная особенность Ман Рэя в том, что он был невероятно креативным и гибким для своего времени человеком. Он делал искусство из всего, точнее, все вокруг имело для него творческий потенциал: будь-то холст, металл, предметы быта, архитектура, одежда. Одна из его самых известных работ – "Неразрушимый объект" – фотография и инсталляция одновременно. Мы видим перед собой метроном, к верхушке которого прикреплена вырезанная фотография женского глаза (это глаз возлюбленной художника, фотографа Ли Миллер). Легко представить себе эту инсталляцию на любой выставке современного искусства в 2020 году.

Ман Рэй, помимо всего прочего – один из главных вдохновителей современных модных фотографов, которые с удовольствием используют его принципы: соляризацию (печать с негативов) и съемку без фотоаппарата (рейография). Почти 20 лет, с 1920 по 1940 годы, пока он не уехал из Франции в Штаты, Ман Рэй зарабатывал модной фотографией. Его работы появлялись на обложках Vogue, Vanity Fair, Harpers Bazaar; художник снимал на заказ для таких брендов, как Vionnet, Lanvin, Schiaparelli, Chanel. И хотя для него это было в первую очередь коммерческое сотрудничество, бренды ценили художника-визионера, поэтому его модной фотографии не приходилось быть компромиссом между коммерцией и искусством. Методы, используемые в творчестве, Рэй успешно переносил и в коммерческие съемки: так, в историю вошел знаменитый снимок 1935 года, в котором при помощи соляризации Ман Рэй запечатлел модель в вечернем платье Schiaparelli из сатина. Ман Рэй возвел модную фотографию в ранг самостоятельного жанра искусства – в этом его исторический вклад.

Модель в платье Schiaparelli в объективе Ман Рэя

Образы Ман Рэя часто подвергались переосмыслению в моде – и это происходит до сих пор. В 1999 году Жан Поль Готье отдал дань гениальному художнику в кампейне аромата Classique. Она стала отсылкой к работе Ман Рэя "Черное и белое" 126 года. На фото мы видим музу художника Кики де Монпарнасс, запечатленную с африканской маской в руках. Спустя 70 лет Готье снимает модель для своего кампейна в такой же позе, только вместе маски – бутылочка духов. Аппелируют к театральным, с необычным освещением портретам Ман Рэя 1930-х годов и модный дуэт Мерт и Маркус в кампейне Calvin Klein AW06 с Натальей Водяновой в главной роли.

кампейн Jean Paul Gaultier Classique

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.