Корпорация монстров: интервью с дизайнерами братьями Хаас
Дизайнеры Саймон и Николай Хаас – звездный дуэт Haas Brothers – сотрудничают с Versace, Louis Vuitton и создают очень сексуальные объекты.
Фото – Joe Kramm
У Саймона и Николая Хаас было очень счастливое детство. Их родители – скульптор Бертольд Хаас и актриса Эмили Трейси – познакомились в 1970-х в Берлине, когда участвовали в перформансе знаменитого художника-постмодерниста Йозефа Бойса. Пара быстро уехала из коммунистической Германии в Штаты, на западное побережье, где в Калифорнии в 1984 году и родились близнецы Ники и Саймон. Их отец делал скульптуры и рисовал политические комиксы для газет LA Weekly и LA Times, а мама снималась на телевидении и писала сценарии для ситкомов.
Когда близнецы учились в школе, семья переехала в Техас. "Мы были абсолютно дикими детьми, а наша комната в доме в Остине была пещерой Аладдина! – с удовольствием вспоминает 35-летний Николай. – Отец нарисовал на потолке светящиеся звезды и сделал камин из мрамора. Мама любила мастерить всевозможные скульптуры из ракушек. Все в нашем доме было сделано руками родителей".
Ники и Саймон выросли в окружении голливудских звезд. В 1985 году их мать Эмили, а также старший брат Лукас, которому на тот момент было 9 лет, сыграли эпизодические роли в романтическом триллере "Свидетель" – и семья подружилась с Харрисоном Фордом, а в 1994 году на съемках фильма "Подарок" – с Лорой Дерн. Кстати, пару лет назад Лора написала вступление к большой монографии о Haas Brothers, которая вышла в издательстве Damiani.
На вопрос о том, помнит ли Ники первый предмет, который они с братом сделали своими руками, дизайнер затрудняется ответить: "Мы провели детство в мастерской отца и постоянно что-то придумывали". Сегодня в Техасе легко найти творения Бертольда Хааса: он любил работать с камнем и в 1990-х делал барельефы для домов в Остине, камины и фонтаны. В воспоминаниях, опубликованных на сайте Haas Brothers, Бертольд пишет: "Чтобы сыновья не мешали мне, я сажал их в угол и вручал карандаши, бумагу и глину". В 13 лет братья сделали серию мультяшных кукол, назвали их honey munchers – и выставили на продажу в местном магазине. Выручили 200 долларов.
Набравшись опыта в отцовской мастерской (параллельно Ники играл в группе RRIICCEE, а Саймон рисовал и занимался танцами), в 2010 году братья перебрались в Лос-Анджелес, где открыли собственную студию Haas Brothers. Сейчас, кстати, в ней трудится и Бертольд Хаас. Ники называет ее "фабрикой в миниатюре": кроме братьев, здесь работают еще семь дизайнеров и три менеджера, которые отвечают за коммуникацию с клиентами. Николай признается, что они находятся в студии "четыре дня в неделю физически и 24/7 – за компьютерами". В Haas Brothers есть большая доска, на которой братья мелом рисуют эскизы будущих творений. Постороннему может показаться, что это наброски к мультфильмам – пузатые обаятельные монстры, животные на тонких ножках… Но нет, это не раскадровка "Монстров на каникулах", а фирменный дизайн братьев Хаас.
Мраморные ванны и бронзовые кофейные столики, керамические глазурованные вазы, диваны, покрытые исландской овчиной, – сегодня стоимость объектов Haas Brothers доходит до десятков тысяч долларов, а среди клиентов студии – Тоби Магуайр, Донателла Версаче и Элтон Джон. Свой первый "звездный" заказ братья получили в 2012 году от Леди Гаги: они принимали участие в декорировании кампейна ее аромата Fame. В видео певица появляется в образе огромной золотой скульптуры, которой поклоняются маленькие полуобнаженные мужчины-модели с замаскированными лицами. Эти маски и придумали Саймон и Ники. А одной из самых громких коллабораций Haas Brothers стала капсульная коллекция мебели и аксессуаров для Versace, выпущенная в 2013-м. Это был дебют братьев в мире моды, к которой они очень неравнодушны. В коллекцию вошли кожаные диваны, кресла с позолоченными ножками и футболки с леопардовым принтом.
Фирменное отличие мебели и аксессуаров, которые выходят из "фабрики" Haas, – антропоморфность и эротичность. Например, у дивана, покрытого исландской овчиной, ножки, как у маленькой собаки, у подсвечников есть когти, вазы напоминают морских ежей, а у бронзовых стульев есть гениталии. Дизайнеры, в заголовках статей о которых всегда фигурирует слово "секс", уверены: лучший способ узнать человека поближе – поговорить с ним об интимном. "Дизайн зачастую консервативен, а вот нагота может вызвать много шума, – размышляет Ники. – Мы работаем не для того, чтобы удивлять кого-то стульями с гениталиями. Для нас прежде всего важна возможность взаимодействовать с человеком посредством наших произведений. Нам нравится заставлять людей чувствовать и возбуждаться".
Николай признается, что эпатировать публику по-настоящему они с Саймоном хотели лишь однажды – в проекте "Сторонники сексуального аутсайдера", который показали в 2015 году на ярмарке Design Miami. В рамках выставки братья построили секс-комнату: чтобы войти в нее, нужно было пройти через огромное влагалище, подсвеченное фонариками-пенисами. В комнате стояли пушистый диван с уютной ложбинкой и кресла с гениталиями. "Для нас это был манифест, попытка изменить социальные реалии", – объясняет Ники. Дизайнеры провоцировали посетителей: просили трогать и гладить мебель, садиться на нее – одним словом, не сдерживать себя.
Тему эротики братья развивают до сих пор, но теперь куда деликатнее. В этом году Haas Brothers выпустили коллекцию посуды и аксессуаров Wild Things совместно с брендом L’Objet. Кампейн снимали в национальном парке Джошуа-Три в Калифорнии: фотограф Элио Толот запечатлел симпатичных монстров, которые бродят по засушливой пустыне. В их роли снялись кофейные и чайные наборы из фарфора, тяжелые салатницы и бронзовые лампы. Все предметы настолько милы и очеловечены, что их хочется обнять. У кофейного набора, к примеру, пухлые золотые губы и гламурные рожки, а у салатницы – тонкие золотые усики.
Haas Brothers уверены: лучший способ освободиться от комплексов – пофантазировать. В Техасе, где братья выросли, есть пустыня, куда в юности они любили сбегать в поисках вдохновения. Для съемок нового кампейна они отправились именно туда. "В коллекции Wild Things мы хотели пофантазировать на тему предметов, которые используются повседневно. Что действительно здорово – люди, покупая эту посуду, будут взаимодействовать с нашими идеями. Я думаю, это дает нам реальную возможность влиять на ход их мыслей. А это и есть наша цель – делиться своей фантазией с теми, кто купит эти чашки и будет каждое утро подавать в них кофе".
Важно ли для братьев, чтобы их посуда и мебель всегда были эротичными? Николай смеется и говорит, что их дизайн по большей части о том, что "природно". "Если мы собираемся сделать губы на кофейнике, мы сделаем их красивыми. В конце концов, у всех нас есть губы и гениталии. Зачем чего-то стесняться? Я не думаю, что эта коллекция – об эротизме. Можно трактовать и так, но в первую очередь она – о природе человека".
В финале интервью спрашиваю Ники, кто же на самом деле их объекты из последней коллекции – монстры или милые создания, и почему у них дымящиеся рога и острые зубы. "Они и то и другое, – смеется дизайнер. – Не думаю, что эти сущности противоречат друг другу. Можно ведь быть прекрасным монстром. Зачастую, если посмотреть глубже, красоту и доброту удается найти в вещах, которые на первый взгляд кажутся странными или даже жутковатыми".
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Elio Tolot, courtesy of L'Objet