В музее Ивана Гончара открылась выставка "Шедевры украинской народной вышивки". За какими шедеврами стоит туда идти, рассказывает обозреватель отдела моды Татьяна Соловей.

Самая большая радость выставки "Шедевры украинской народной вышивки" в том, что она не составлена по законам модных экспозиций с минимумом экспонатов, оставляющих зрителя искать ассоциации. Лучшее (или многое из лучшего – в музее 15 тысяч этнографических экспонатов) щедро вывешено на стенах и разложено на столах: 120 расшитых женских и мужских сорочек, 50 рушников с разных регионов Украины, без ограждающих лент и стекла. Кто-то из посетителей не может удержаться, чтобы не потрогать экспонаты XIX, а то и XVIII века – так близко столько рукотворной красоты выдерживают не многие.


Вот красно-белые полтавские сорочки с графикой – из-за мелкой ритмики ромбов и полосок рисунок рябит и пляшет, сбивая оптику. Глядя на них, дизайнер Лилия Пустовит говорит, что из этой графики "вырос" Малевич и его супрематическая концепция простейших геометрических очертаний. Или немыслимые по цветовым комбинациям прикарпатские сорочки с оранжевым, фуксией, травяным, желтым и небесно-синим – в них видятся то Балканы, то Мексика. Есть рубахи с наглухо расшитыми рукавами, которые под тяжестью шерстяных ниток распухают от важности: знаменитые борщевские с черным шитьем, которые вышивались всю зиму в четыре руки (на каждом рукаве до 9 000 однотипных мелких узоров). Любимые безупречные в своей однотонной элегантности с "лиштвой" – вышивкой белым-по-белому – и характерные для Ивано-Франковской области вещи с мережкой, самой трудоемкой техникой, выстроенной на выкалывании и обшивании двух или трех ниток.







Музей Ивана Гончара, который существует в порядке чуда, скрытый под мутным сиянием соседской Лавры (и часто думают, что это продолжение церковных лавок), живет в своем времени и пространстве и в конце концов переносит туда и зрителя. Кажется, будто пришел в гости к щедрым хозяевам, которые достали из скрыни все, что было дорогого, и по широте души и открытости разрешают тебе, незнакомцу, любоваться этим бесконечно и фотографировать, сколько душе угодно.
Посетители спешат ловить эмоции на камеру. Улыбаясь будущей удачной открытке, девушка ищет идеальный ракурс для рушника с птахами и шитой надписью "Люблю тебя". Сплеснув руками, соседки разглядывают буковинскую рубаху, изумительно цветастую, с птицами-драконами, подписанными "Кочет Штефан и Екатерина". Наив расшитых идиллий заполняет и заслоняет реальность до чувства возможного и близкого, как ручные стежки, счастья.

Читайте также: