Почему люди возвращаются к парфюмерной классике
Парфюмерный сленг изобилует словами и выражениями, уплотняющими пласты культуры и знаний до нескольких букв. Один из наиболее емких терминов – "бабушинг", с ударением на второй слог.
"Бабушингом" называют духи с отчетливым винтажным звучанием, чью знакомую мелодию можно угадать с первых нот. Обычно парфюмерная стилизация заключается в использовании некогда сверхпопулярных, но подзабытых материалов и их комбинаций либо – в случае недоступности – чего-то на них похожего. Если взять за основу аромата нитромускусы, как в старом L’Air du Temps, Nina Ricci, то для людей, скажем, старше 35 он будет заведомо очень "винтажным".
В этом году множество марок, люксовых и нишевых, обратились к классическим, хорошо проверенным временем жанрам – шипрам и колоням. Chloé выпустили Nomade – веский шипр, мало похожий на их прежние ароматы, прозрачные и деликатные, как ботаническая иллюстрация.
У итальянцев Nasomatto вышел Nudiflorum – горькая кожа в духе легендарного Bandit, Robert Piguet. В альдегидно-цветочном Superstitious, Frédéric Malle, немало цитат из большой парфюмерной классики Chanel No. 5 и Caleche, Hermès.
Откуда такой очевидный интерес к ароматному прошлому? Мнения экспертов расходятся. Возвращение к классическим парфюмерным жанрам связано с тем, что продукты уже "отлежались" и их можно продать в очередной раз, немного доработав. Мода, в том числе и парфюмерная, циклична, а юные покупатели просто не сталкивались ни с чем подобным раньше: мшистые шипры и альдегидные ароматы не вызывают никаких ассоциаций и кажутся принципиально новыми. Возможно, дело еще и в том, что современный парфюмерный ландшафт стал слишком сложным: только в 2017 году вышло более 4 000 новых ароматов, тогда как прошлое в силу экономических причин выглядит более понятным. Раньше, если хотелось "настоящего парфюмерного Востока", на выручку приходили Opium, YSL, или Shalimar, Guerlain; сегодня же восточных композиций – сотни. "Многие люди живут в мире воспоминаний, а воспоминания – неверная, зыбкая штука. На самом деле в прошлом соотношение плохих и хороших ароматов, как хороших и плохих парфюмеров, было примерно таким же, как и сегодня, – комментирует парфюмер Роже Дав. – Другое дело, что самих ароматов было на порядок меньше и ориентироваться было проще".
Но есть и другое, более простое и человечное объяснение. Нам приелись странные ароматы и хочется "нормальных" парфюмов, "как раньше". Нормальных – значит по-хорошему понятных и красивых. Можете считать "новый винтаж" элегантным ответом парфюмерному рынку: с одной стороны – поэтике упадка, которой переболела нишевая парфюмерия (гарь, жженые тряпки, "молекулы" и прочие артхаусные конструкты), с другой – розовым водицам без смысла и содержания.
Текст: Ксения Голованова