Hey, Siri: как искусственный интеллект помогает создавать духи
"Искусственный интеллект в парфюмерной сфере меняет многомиллиардный бизнес эмоций", – говорит Синди Керберова. И рассказывает, как робот помогает создать духи.
Кто бы мог представить себе лет десять назад, что искушенный потребитель не станет покупать духи, которыми пользуются тысячи других людей, а будет искать что-то персонализированное, изготовленное на заказ? Нечто по-настоящему оригинальное, чего мир не знал прежде. Уникальное произведение искусства, созданное из лепестков редкого цветка, растущего в нетронутой природе, и редкой эссенции, капля которой стоит дороже бриллианта? По мере того как люди учатся отличать обыденное от действительно ценного, растет спрос на уникальные ароматы, а с ним – и давление на их создателей. Реально ли удивить клиента, если каждый год на рынке появляются почти четыре тысячи новых продуктов?
У меня давно пропало желание знакомиться с каждой новинкой, хоть я могу считаться экспертом в области парфюмерии, а на основе моей личной коллекции ароматов можно было бы создать небольшой музей. Большинство новых духов, сошедших с конвейера, кажутся банальными и скучными — как будто парфюмеры, придумавшие их, сами стали заложниками этой скуки. Но стоит мне оказаться в одном из строго охраняемых парфюмерных ателье, я чувствую, как воздух там буквально вибрирует от идей и энергии. Только, в отличие от предыдущих поколений мастеров-парфюмеров, нынешним не нужно оставаться в рамках строгих правил и полагаться исключительно на собственный нос. Равно как и тратить время на написание формул или поиск рецептов из прошлого. Сегодня для составления тысяч уникальных парфюмерных композиций достаточно нескольких щелчков по клавиатуре.
Искусственный интеллект уже понемногу внедрился во многие сферы нашей жизни, но парфюмов, созданных компьютером, мы ждали вплоть до сегодняшнего дня. Бразильский бренд O Boticário запустил на местном рынке два аромата — Egeo On Me и Egeo On You. Среди авторов значатся вовсе не Альберто Морильяс, Оливье Польж или Жак Кавалье Бельтруд, а некто Philyra – компьютерная программа, созданная командами IBM и Symrise. Задача алгоритмов, положенных в ее основу и построенных на анализе тысяч успешных парфюмов и чистых ингредиентов, — генерировать идеи и искать пробелы на мировом ольфакторном рынке.
В прошлом году Givaudan объявили об открытии цифровой фабрики. Ее задача – ускорить оцифровку и трансформацию всей парфюмерной сферы. Швейцарская компания, являясь одним из крупнейших производителей ароматов и вкусов, контролирует четверть мирового рынка, поэтому очевидно, что любая ее деятельность напрямую влияет на всю отрасль.
Парфюмеры не боятся растущего могущества искусственного интеллекта, ведь уже сегодня большинство из них не могут обойтись без специального программного обеспечения. "Я в проекте с самого начала, помогала его запускать и уверена, что эта разработка окажет колоссальное влияние на наше ремесло в будущем", — рассказывает парфюмер Калис Беккер об интерактивной системе Carto. В ее основе – искусственный интеллект, призванный довести эффект от использования парфюма до максимума. "Теперь мы можем больше экспериментировать, дозируя отдельные ингредиенты", — говорит Беккер.
Прошли те времена, когда парфюмы смешивали капля за каплей, создавали путем проб и ошибок, перебирая множество вариантов, прежде чем получить ту самую версию аромата. А ведь чем необычнее ингредиенты, тем аккуратнее с ними надо работать. Сегодня компьютер позволяет экспериментировать с редкими, как желтый бриллиант, слагаемыми без лишнего стресса. Программа самостоятельно определяет, что получится из данной композиции. "А мы уже привносим креатив, самую важную часть, которую не сможет заменить никакая машина", — подчеркивает Беккер. Carto сопровождает парфюмера на всех этапах разработки, моментально создавая ароматы, фиксируя все испробованные варианты, – словом, значительно облегчает работу, чтобы можно было сфокусироваться на творчестве. Так можно рассчитывать на действительно уникальную парфюмерную композицию, которую не смог бы вообразить человеческий разум.
Первым брендом, с которым сотрудничал Carto, был Etat Libre d’Orange. Парфюмер Даниэла Андрие выбрала два своих любимых ингредиента – ирис и мускус, добавила десятки других ароматных компонентов и, используя искусственный интеллект, получила вполне достойные духи She Was an Anomaly. Среди других ароматов с нотами ириса в ее портфолио этот парфюм, несомненно, выделяется. Щедрая порция пудровых оттенков в нем – аномалия, которая не смогла бы появиться без разумных машин.
Роль искусственного интеллекта заключается и в том, чтобы создавать совершенно новые молекулы, расширяющие творческие возможности парфюмера и способные полностью заменять существующие компоненты. К примеру, если ингредиенты попали в категорию исчезающих видов из-за изменяющегося климата, как некоторые виды цитрусовых или мхов, или же могут вызвать аллергию.
Защита окружающей среды и рациональное использование редких натуральных ингредиентов — важные задачи искусственного интеллекта. К тому же компьютер может точно рассчитать идеальные условия хранения компонентов или метод экстракции. И наконец, он позволяет пересчитать формулы конкретных парфюмов, чтобы сохранить идентичный аромат, независимо от того, каков урожай роз, жасмина или цветов апельсина был в этом году и какое воздействие на ингредиенты оказывали погода, состав почвы, условия хранения и скорость доставки с полей на мануфактуру.
Для брендов, которые ограничены в средствах и не стремятся попасть в самую высокую ценовую нишу, это отличный способ значительно снизить стоимость композиции без потери оригинальной идеи и эффекта. К тому же компьютер может помочь донести идею нового парфюма до как можно большего количества покупателей. Опираясь на используемые молекулы и их концентрации, он выдаст наиболее подходящие ключевые слова, с которыми будут работать маркетологи и копирайтеры, облекая в них нужные смыслы.
Помимо памяти, с которой человеческая не сможет соревноваться, у технологий есть еще одно заметное преимущество – цифровой "нос" более совершенен, он способен решить проблему субъективного восприятия. Каждый из нас по-своему слышит ароматы — в таких условиях о точности передачи не может быть и речи. Более того, у всех разный словарный запас и способность артикулировать образы, когда встает задача описать обонятельные впечатления. Искусственный интеллект же выдает информацию на унифицированном языке и не меняет своего восприятия в зависимости от настроения, уровня гормонов или внешних факторов.
Искусственный интеллект в руках парфюмера – это прежде всего мощный инструмент, а не полноценная альтернатива классическому ремеслу. Не стоит чувствовать себя обманутым, покупая парфюм, к созданию которого приложил руку компьютер. Ведь мало кого интересует, как, скажем, Пикассо рисовал "Авиньонских девиц": мы восхищаемся работой с цветом, пропорциями, композицией — и кто знает, что в процессе подготовки художнику пришлось создать несколько сотен эскизов. Так и парфюмеры создают композицию не с первой попытки, а с пятидесятой или сотой. Компьютер — такой же инструмент для них, как кисть для художника. Пикассо парфюмерного мира никуда не исчезнут — напротив, они получат больше свободы, а их творчество не будет знать преград.