Безводное положение: что ожидает человечество через 30 лет
Экологи предрекают человечеству серьезные проблемы с водой. Как этот катастрофический сценарий скажется на уходе за кожей?
Всемирный фонд дикой природы прогнозирует: если не сократить расход воды, то уже к 2050 году два миллиарда человек будут испытывать серьезные проблемы. Ванна с пышной пеной или десять минут под горячим душем станут такой же провокационной роскошью, как шуба из натурального меха или сумка из кожи крокодила.
Крупнейший загрязнитель водных ресурсов – fashion-индустрия – уже предпринимает меры: об "устойчивой" и "сознательной" моде говорят на каждом углу. Бьюти-сферу тоже ждут фундаментальные изменения. Когда самые дешевые ингредиенты переходят в разряд роскоши, становится ясно, что это не останется незамеченным в косметических лабораториях.
Вода, water, aqua, acqua, eau – этот ингредиент входит в состав едва ли не каждого бьюти-средства. Она облегчает даже самую плотную текстуру; до недавнего времени без воды невозможно было представить ни один продукт для очищения, ни одну сыворотку или увлажняющий крем, не говоря уже о масках и тониках-спреях.
Как же самая распространенная на земле субстанция стала ключевой для мира косметики? Важную роль сыграла цена и тот факт, что ощущение чистоты и свежести нравится всем. Вода помогает создавать легкие, как облачко, текстуры; кремы, которые при первом же прикосновении тают, как мороженое; нежные, словно шелк, эмульсии и декоративную косметику со свойствами средств по уходу. На таких эффектах (и эмоциях при использовании) построен весь многомиллиардный бьюти-бизнес. Наносить бархатный крем из маленькой баночки – с этим волнительным ощущением ничто не сравнится.
"Вода – традиционный растворитель, позволяющий добавлять в рецепт другие ингредиенты – например, растительные экстракты, консерванты, большинство красителей и поверхностно-активные вещества тензиды, которые участвуют в пенообразовании и обеспечивают очищающий эффект", – объясняет инженер-химик, основательница собственного бьюти-бренда Biorythme Анета Адамчикова.
У любой медали – две стороны. "Вода, которая не впитывается в кожу, испаряется с ее поверхности. Это дает чувство свежести и прохлады, но при этом абсолютно бессмысленно и даже опасно, потому что сушит кожу", – говорит доктор медицины Мариано Специа, директор по развитию Inlight. Поэтому многие дерматологи предостерегают: увлажняющие средства с высоким содержанием воды лишают кожу влаги, несмотря на то что в их состав могут входить и другие увлажняющие вещества вроде гиалуроновой кислоты.
У воды есть еще одна особенность: она не терпит одиночества. Стоит добавить в продукт хоть каплю, сразу потребуется столько же консервантов. Фокус вот в чем: там, где вода, – всегда микроорганизмы. Любая водосодержащая эмульсия для них – рай. Бактерии быстро организовывают в ней вечеринку, настолько масштабную и бурную, что, если рассматривать ее через микроскоп, ночные кошмары гарантированы. Чтобы содержимое упаковки сохранилось дольше двух недель после открытия, нужно каким-то образом его законсервировать. Парабены в последнее время занесены в черный список. Несмотря на общую эффективность (совсем небольшое количество будет защищать продукт на протяжении двух лет), их использование проблематично. Они могут вызывать аллергию, а некоторые даже влияют на гормональный баланс. Впрочем, многие из них запрещены директивами ЕС. Пометка "без парабенов" в косметике – все равно что "без глютена и лактозы" на продуктах. Попытки найти им замену продолжаются, но пока не очень успешно. Поэтому если пойти по пути полного отказа от консервантов, придется также забыть о воде.
Эксперты по охране окружающей среды уже несколько лет предупреждают: мир живет в большом экологическом долгу и расходует природные ресурсы быстрее, чем они могут восстанавливаться. Растущий интерес к альтернативным водным ресурсам приводит бренды в новые географические точки, где они изучают состав озер, открывают новые лагуны или взбираются на горные вершины. Возможно, вскоре будут изобретены продукты, обогащенные каплями самого чистого тумана, собранного на высоте нескольких километров, а цена на воду будет соизмерима со стоимостью икры либо экстракта из самых редких цветов, растущих только в одном месте на планете.
На горизонте – контроль за использованием воды в процессе производства. Желание миллениалов изменить мир отражается и на бьюти-индустрии. Научившись читать состав и отвергать все неэффективное и ненужное, они оказывают давление на сами бренды. В ответ марки упрощают и оптимизируют и продукт, и упаковку. Все средства становятся еco-friendly, био-, органическими, без парабенов, силикона, глютена и фталатов. Эти слова доминируют в маркетинге косметических брендов подобно популярным ранее обещаниям избавить кожу от морщин и акне.
"Для косметической промышленности, как и для всех остальных, настало время правильно расходовать воду и сокращать ее потребление. В косметике уже появился новый тренд: масла стали новыми звездами", – говорит доктор Специа. С 2011 года Armani проводит кампанию Acqua for Life, подчеркивая важность чистой воды и обеспечивая доступ к ней в самых уязвимых районах. L’Oréal обещает сократить потребление воды на 60 % к 2020 году. Но волноваться не стоит: эти процессы – не в ущерб комфорту и качеству нового поколения средств. Наоборот. Отказываться от любимых легких текстур и переходить на средства для ухода, которые на 100 % состоят из масел, не стоит. Есть другой способ, и он удивительно прост.
Заменить воду полностью – нереально, но можно найти здоровую альтернативу. Например, увлажняющий и заживляющий сок алоэ вера, а также цветочные воды (гидролаты). Они образуются при дистилляции эфирного масла. "Это не совсем вода, а вторичный продукт с высоким содержанием натуральных веществ, которые могут быть использованы в дальнейшем", – объясняет доктор Специа.
Косметика без воды выгодна и для природы, и для кожи. Меньшее количество консервантов (или их отсутствие) означает меньше потенциальных проблем – от аллергии до различных дерматитов. Концентрированные, экологически чистые средства для ухода также будут служить дольше. Их расход будет меньше, чем у средств на основе воды, а это позволит экономить – и уменьшать количество использованных баночек.
Помимо эфирных масел и гидролатов, в разряд экологически чистой косметики попадают глина и другие сухие ингредиенты. Собрать косметическую полку будущего и стать трендсеттером можно уже сегодня. Мицеллярная вода для снятия макияжа? Ее можно заменить маслом, которое растворяет даже самую стойкую косметику. Гелевый скраб или кремовый пилинг? Они не нужны. Лучше взять немного отшелушивающей пудры, добавить пару капель воды, растереть в ладонях и начать массировать лицо. Каждый день. Такой метод борьбы с мертвыми клетками и серым оттенком кожи – максимально нежный и эффективный одновременно. Увлажнение без воды? Можно выбирать из множества видов масел. Результаты порадуют – как и осознание того, что экосистема не эксплуатируется сверх меры.
Текст: Синди Керберова