Пабло Пикассо — один из главных революционеров современного искусства и один из самых влиятельных художников ХХ века. Он не только познакомил мир с новым стилем художественного выражения, он также покончил с убеждениями о том, что произведения искусства должны представлять реальность, чтобы иметь какую-либо ценность.
Родившись в испанском городе Малага 25 октября 1881 года, Пикассо с детства был окружен всем необходимым для становления знаменитым художником. Одним из первых подтверждений гениальности Пикассо стал тот факт, что он начал выставлять свои работы еще 13 лет. Его отец Хосе Руис Бласко был также художником и профессором искусства, и всячески воспитывал природные таланты своего сына. Так, Пабло еще в нежном возрасте участвовал в групповых выставках организованных учреждением, в котором работал его отец.
Но настоящим прорывом для юного художника стала сольная выставка в возрасте 19 лет, открывшаяся 24 июня 1901 года. Она состоялась в небольшой коммерческой галерее на знаменитой парижской улице Лафитт, организованная влиятельным арт-дилером Амбруазом Волларом.
К моменту знакомства с Пабло Воллар уже сотрудничал с рядом постимпрессионистских современников Пикассо: с двумя Полями — Гогеном и Сезанном — а также с Ван Гогом и членами группы "Наби". Благодаря своей деловой хватке и некоторым удачным находкам (например, скупка многих незавершенных работ Мане после его смерти) Воллар стал главным дилером не только постимпрессионизма, но и относительно нового метода продажи искусства: вместо масштабных, финансируемых государством салонов, он занимался небольшими галереями и выставками.
Как и другие "антиакадемические" художники, Пикассо должен был использовать возможности этой сети, чтобы попасть на большую арт-сцену. Он встретил дилера Пере Манака во время его первого визита в Париж в октябре 1900 года, который связал его с Волларом, который быстро согласился на выставку ввиду явного таланта молодого художника.
Воодушевленный этой возможностью, Пикассо бросился с головой в приготовления. Он вернулся в Париж за несколько месяцев до выставки и продолжал работать до самого последнего момента, стремясь показать свой диапазон и потенциал (он, как полагают, производил до двух полотен в день). На выставке было представлено около 75 работ, в которых затрагивались многие темы: от унылых уличных сцен до захватывающих дух пейзажей, от достойных женщин до непристойных проституток.
Одной из самых поразительных работ был автопортрет художника. Это было уверенное заявление о его прибытии на художественную сцену. Эта же работа была первой, которую указали в каталоге выставки. Его способность запечатлеть ярких личностей была продемонстрирована и на других полотнах, таких как портрет искусствоведа и писателя Гюстава Кокио, с которым он познакомился через Манака, или бывшего актера Биби-ла-Пюре.
Несмотря на опыт и влияние, Воллар все же рисковал с выставкой Пикассо на раннем этапе своей карьеры. Хотя его более авторитетные художники, такие как Сезанн и Гоген, росли в репутации, непостоянные рынки и стойкое сопротивление истеблишмента жестоким и смелым стилям постимпрессионистов не гарантировали продажи. Но молодому Пикассо все же удалось сломать существующие предубеждения к постимпрессионистам и получить положительные отзывы критиков.
Воллар на самом деле не считал эту первую выставку успешной и не покупал работ у Пикассо до 1906 года. С другой стороны, первоначальный энтузиазм Пикассо к Воллару также ослаб. Он быстро пришел к тому, что увидел в нем стервятника, и пожалел, что продал ему картины за небольшую сумму. Впрочем, о Влларе так же думали Гоген и Матисс (последний, как сообщается, произносил имя Воллара как "voleur", что в переводе с французского — "вор").
В прочем, с этой выставкой Пикассо сумел попасть в ряды многообещающих художников. И хотя он оказался в чужом городе, не имея денежных сбережений, в конечном счете, это будет плодотворное время: этот опыт привел его к легендарному "Голубому" периоду.