Симбиоз моды и балета – тенденция далеко не последних лет. Коко Шанель, Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Валентино Гаравани и многие другие кутюрье одевали танцовщиков балетных труп по всему миру. Vogue.ua рассказывает о самых ярких примерах сотрудничества моды и балета.
Еще в начале XX века Коко Шанель начала эту тенденцию. В 1924 году она создала костюмы для балета "Голубой экспресс" танцевальной труппы Сергея Дягилева. Наряды шокировали танцовщиков: вместо балетных пачек дизайнер надела на них шорты и топы, спортивные туники, легкие юбки и гольфы. Танцевать в таком наряде было непривычно и даже неудобно. Тем не менее, костюмы органично смотрелись на сцене. "Выходка" Коко произвела революцию в балетном костюме, показав, что бытовые вещи смотрятся на сцене не хуже, чем жесткие балетные пачки. К тому же именно она ввела моду на классическую балетную прическу – волосы, завязанные в тугой пучок.
На этом модный дом не прекратил сотрудничество с балетными труппами. В июле прошлого года костюмы для балета "Квартет Брамс-Шернберг" в парижской Опера Гарнье создал Карл Лагерфельд. Идея пригласить к сотрудничеству Лагерфельда принадлежала хореографу и экс-директору Парижской оперы Бенджамину Мильпье. Дизайнер создал около 100 костюмов: пачки с эффектом омбре, графичные топы, бархатные жилеты в клетку и смокинги.
В этом году танцоров Парижской Оперы одел Оливье Рустен, креативный директор Balmain. Для нового балета "Ренессанс" молодого хореографа Себастьяна Берто дизайнер создал сверкающие наряды. Нюдовые трико и мужские жакеты расшиты пайетками и жемчугом, бисер и кристаллы украшают женские леотарды.
"Мне хотелось привнести как можно больше гламура", – признался дизайнер. Вдохновение Оливье черпал из творений Фаберже. Обилие декора существенно утяжеляет балетный костюм, однако хореограф постановки пытался не ограничивать фантазию дизайнера.
В 2015 году Лондонский Sadlers Wells взбудоражила необычная коллаборация. Костюмы для балета Gravity Fatigue создал британский дизайнер Хусейн Чалаян. Модельер не просто создавал наряды для танцовщиков – он был соавтором балета. Для каждой из восемнадцати частей постановки дизайнер создал отдельные наряды. Здесь и лаконичные черные трико, и белые полупрозрачные ткани, которые танцоры надевали поверх головы, а для части под названием "Эластичные тела" дизайнер создал платья для двоих. Один из танцовщиков надевает наряд, а другой растягивает его, имея полный контроль над партнером. Костюмы передают тематику и настроение постановки. Хусейн Чалаян и хореограф Дамьен Жале поднимают темы идентичности, перемещений в пространстве и тайного желания любого человека иногда стать невидимым.
Не вспомнить о балетной постановке "Болеро" в Парижской национальной опере в 2013 году было бы преступлением – за работой встретились настоящие звезды. Хореографию для легендарного балета Мориса Равеля ставили Сиди Ларби и Дамьен Жале, сценографией занималась гуру современного искусства Марина Абрамович, а одевал танцоров Риккардо Тиши (на тот момент креативный директор Givenchy).
Дизайнер создал легкие прозрачные трико, платья и комбинезоны, украшенные белым и черным кружевом. Вышивка повторяет очертания человеческого скелета. Таким образом дизайнер как будто "оголил" танцоров на сцене.
В этом году с костюмами для балета дебютирует и модный Дом Dior. Креативный директор Мария Грация Кюри оденет танцоров для постановки Falls the Shadow Американского Национального балета. В наряды с серебристой вышивкой и фирменными логотипами Дома встроят специальные сенсоры, благодаря которым движения танцоров переведут в 3D-графику.
И в Украине не отстают от мировых тенденций. В феврале прошлого года молодой украинский бренд GUDU создал костюмы для балета "Щелкунчик". Дизайнер марки Лаша Мдинаридзе – ценитель балета. Для премьеров Национальной Оперы – Екатерины Кухар и Александра Стоянова – он создал костюмы, которые органично сочетаются между собой.
Белоснежная пачка балерины расшита массивными камнями и украшена красным бантом. А Щелкунчика дизайнер одел в красный мундир, расшитый узорами. Лаша Мдинаридзе хочет продолжать работать в этом направлении, и возможно, вскоре создать костюмы для всей балетной труппы.
Уже осенью Нью-Йоркский городской балет представит премьеру, костюмы для которой создадут сразу несколько дизайнеров. Традиционно открытие сезона не обходится без шоу Fall Fashion Gala. Шесть лет назад его основала Сара Джессика Паркер. В этом году сразу пять дизайнеров будут работать над костюмами для балетных постановок. Среди них основатели бренда Monce – Лора Ким и Фернандо Гарсиа, японский дизайнер Цумори Тисато, а также основатель бренда Off-White Вирджил Абло. В прошлом году для Fall Fashion Gala пригласили Джейсона Ву, Дрис ван Нотена, Нарциссо Родригеса, Рози Ассулин.
В следующем году в дизайнерских костюмах станцуют артисты Королевского балета Великобритании. Здесь готовят новую постановку к 100-летию с рождения дирижера Леонардо Бернстайна. Хореограф Кристофер Уилдон, известный постановками "Алиса в стране чудес" и "Зимняя сказка", пригласил к сотрудничеству Эрдема Моралиоглу – создателя бренда Erdem. Премьера – в марте 2018 года.
Читайте также:
Что читают украинские дизайнеры
Интервью с Apache Crew – самыми модными танцовщиками Украины