23 марта в Киеве впервые выступит харизматичный британец Том Оделл. За пару недель до концерта Дарья Слободяник позвонила музыканту и расспросила его о моде, кино, возрасте и о том, как в его клип Here I am попал актер Кевин Спейси.
На сцене 26-летний светловолосый Том Оделл, любимец фестивалей от Glastonbury и Sziget, автор роcкошных романтичных баллад – ну просто герой-любовник, а в моей телефонной трубке – скромный донельзя. Он говорит медленно и лениво, долго подбирает слова и, кажется, только недавно проснулся (по лондонскому времени сейчас около шести вечера). Я застала Тома в туре – этой весной в его гастрольном графике не меньше трех десятков городов, от эстонского Таллина до швейцарского Берна. Накануне интервью он прилетел из Брюсселя – инстаграмм музыканта пестрит фотографиями с вспотевшим Томом, окруженным поклонницами настолько, что даже его фортепиано не видно. "Раньше я волновался и уставал, а сейчас очень полюбил гастроли", – томно говорит Оделл и, кажется, потягивается. Я так и вижу, как в этот момент на колени к музыканту запрыгивает его кот Луи. Том – заядлый кошатник, и в каждом интервью обязательно рассказывает что-то про кота и говорит, что скоро заведет ему инстаграмм, и кот наверняка станет большей звездой, чем он сам.
Том вырос в небольшом английском городе Чичестер. Оделл с детства играл на фортепиано, в 13 лет начал сочинять песни, но никто не относился к этому серьезно – его семья была далека от музыки. Ему не удалось поступить в знаменитое музыкальное училище в Ливерпуле, поэтому в 16 лет Том просто сбежал в Брайтон – работал барменом и выступал в барах.
Сегодня на счету музыканта два альбома: Long Way Down (2013) и Wrong Crowd (2016). Свою дебютную пластинку он выпустил при поддержке певицы Лили Аллен: та просто услышала его в одном из лондонских баров, очаровалась и предложила ему контракт с собственным лейблом. Первый альбом сделал Оделла звездой, а журналисты начали говорить, что появился то ли новый Дэвид Боуи, то ли Курт Кобейн, только без гитары. Сразу после своего дебюта, в 2013-м, он получил главную британскую музыкальную премию Brit Awards как восходящая звезда, а сэр Элтон Джон, на чьих песнях Оделл вырос, позвонил ему и сказал, что он теперь поклонник Тома – и прислал в подарок пару бутылок шампанского.
Свой второй альбом Wrong Crowd, признается Оделл, он писал уже будучи уверенным в себе музыкантом и хотел сделать по-настоящему "большим и драматичным": "Мой лирический герой как будто устал от извращенного мира, в котором мы живем, и тоскует по прошлому, в котором все было куда более романтично". Музыкальные критики тут же написали, что это по-настоящему взрослая пластинка, но разговоры о возрасте 26-летнего музыканта явно раздражают: "Я не думаю, что понятия "взрослый" или "юный" вообще уместны по отношению к музыке. Пока я писал второй альбом, мне кажется, я на самом деле умудрился сочинить пластинок десять – столько идей у меня было".
Быстрая слава – примета нашего времени. На Тома Оделла, который в 16 лет начинал играть в барах перед пьяной, по его признанию, публикой, и тогда не был никому нужен, она навалилась мгновенно – но у музыканта нет проблем с ее последствиями. "Поклонницы? Вечеринки? Бесконечные интервью и съемки? Я не очень серьезно отношусь к этому. Я вообще, если честно, мало что воспринимаю всерьез. Только мою музыку, по большому счету".
Том признается, что в первую очередь считает себя не певцом, а композитором и говорит, что самая главная награда в его каръере на данный момент – это премия Ivor Novello Awards, которую вручает Британская академия композиторов. Оделл мечтал о ней с 15 лет, а сейчас его имя в списке призеров Ivor Novello Awards соседствует с именами Квинси Джонса, Элтона Джона и Пола Маккартни. "Я никогда не хотел петь. Я начал петь только для того, чтобы композиции, которые я сочинил, прозвучали". Песни Оделл и вправду сочиняет особенные – так, тираж его хита Another Love, раздирающая душу баллада о том, как Тому хочется "плакать и любить, но его слезы уже истрачены" – более одного миллиона копий. "Мое вдохновение? Любовь, конечно", – серьезно говорит Том в телефонную трубку. Но не только любовь, конечно – еще искусство ("Хожу на все выставки в Лондоне"), литература ("Сейчас читаю Хемингуэйя") и кино ("Люблю Терренса Малика").
Пару лет назад Том Оделл познакомился с креативным директором дома Burberry Кристофером Бейли. Бейли – большой меломан и покровитель молодых талантов – на показах Дома выступают Бенджамин Клементин и Анна Кальви, а сам он иниицировал создание внутри Burberry платформы Burberry Acoustic Initiative, поддерживающую молодых музыкантов. С Оделлом у Burberry все серьезно. Он не просто предложил Тому выступить на нескольких показах ("Это было невероятно! Если бы кто-то сказал мне 15-летнему, что я буду играть на шоу Burberry, я бы сказал ему, что он сошел с ума!"), но и пригласил Тома стать амбассадором бренда в сезоне осень-зима 2015 года. Рекламную компанию снимал Марио Тестино. "Мне казалось, я попал в сказку", – вспоминает Том.
Но сегодня к моде у Оделла более практичное отношение. Он любит Burberry и молодые английские бренды, и во время каждого публичного появления одет с иголочки – темный костюм, светлая рубашка. Мешковатые джинсы и косухи, которые так любят музыканты – история не про него. "Носить костюмы всегда и везде – это так по-британски, правда?", – шутит Том, и говорит, что в 15 лет как раз ходил в рваных и мешковатых вещах, но сейчас полюбил костюмы. "Наверное, я становлюсь мужчиной".
Кажется, Оделл не знает слова "нет" и у него все получается легко, играючи. Так, в одном из его свежих клипов на песню Here I Am снялся не кто-нибудь, а Кевин Спейси – он играет героя, которого пригласили на вечеринку, но не пускают внутрь, и все три минуты видео он бежит вверх по бесконечной лестнице. "Мне надоело притворяться, что я хороший актер, и мы с режиссером Джорджем Белфилдом решили, что должны пригласить в клип действительно блестящего артиста". На мой вопрос о том, как удалось договориться со Спейси, Том, кажется, недоумевает. "Да просто позвонили и предложили".
В конце нашего разговора я спрашиваю у Тома, к фильму какого режиссера он написал бы музыку, если бы была такая возможность. "Тарантино, конечно!", – парирует благовоспитанный Том, хохоча, и я понимаю, что нас ждет еще много сюрпризов от этого загадочного англичанина.
Благодарим за помощь в организации интервью концертное агентство H2D. Билеты на концерт Тома Оделла в Stereo Plaza можно купить по ссылке
Читайте также:
Парень из соседнего двора: неожиданный взгляд на Ивана Дорна